В Эрмитаже показали после реставрации "Красный вагон" Ильи Кабакова
Знаменитый "Красный вагон" Ильи и Эмилии Кабаковых выставлен после реставрации в Главном штабе Эрмитажа. Работа выполнена в жанре тотальной инсталляции и – как любое произведение концептуализма – требует объяснений. Их даст Алексей Комаров.
Посмотреть, как выглядит внутри "Красный вагон", долгое время было нельзя. И вот теперь, после реставрации, можно открыть дверь и войти. Перед глазами зрителей – панорама утопического города будущего. Того светлого советского будущего, которое так и не наступило. "Для Эрмитажа это вещь, которая одна описывает 50 лет. Это замечательно для Эрмитажа. Она стоит в ряду других главных вещей ХХ века: "Танец" и "Музыка" Матисса, "Композиция №6" Кандинского, "Черный квадрат" Малевича и "Красный вагон" – вот и ХХ век почти весь описан. Еще остается Кифер. Кифер у нас тоже есть", – рассказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Художник Илья Кабаков во второй половине 80-х разработал идею тотальных инсталляций. Со временем именно они и принесли ему всемирную известность. "Она отличается от обычной инсталляции тем, что в ней всё имеет значение: атмосфера, воздух, цвет, пространство, музыка, те ощущения и переживания, к которым мы приходим, погрузившись в эту инсталляцию", – пояснила заведующая Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Марина Шульц.
Все детали конструкции изготовили из лиственницы, которая в два раза тяжелее сосны. Во время реставрации "Красного вагона" одна из основных проблем была в том, что многоярусная лестница, ее масса – сотни килограммов, ломалась под собственным весом. "Лестницы начали складываться под своим весом, и тогда Илья Кабаков предложил решение – прошить в нескольких местах трубами, чтобы соединить конструкцию", – сообщил заведующий Лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа Владимир Градов.
Тотальная инсталляция – воплощение нескольких идей. Деревянная лестница символизирует утопические надежды на светлое будущее 1920-х годов. Вагон на подпорках вместо колес, оформленный полотнами образ "социалистического рая" 30-50-х. Единственное, что в этот раз не реставрировали, – вот этот строительный мусор. Это тоже часть инсталляции. Она символизирует крах идеи строительства коммунизма. Кстати, у каждого предмета есть свой инвентарный номер.
В июле впервые в Главном штабе покажут работу Ильи и Эмилии Кабаковых "Памятник исчезнувшей цивилизации". Она была передана в дар Эрмитажу в 2014 году и никогда не выставлялась.