Камилла Исмагилова: "Главное помнить, кто ты есть на самом деле"
Камилла Исмагилова – выпускница Казанского хореографического училища, солистка Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат и дипломант международных конкурсов, стипендиат фонда Светланы Захаровой. Молодая артистка – личность многогранная. О своих учителях, вкусе в профессии, "химии" на сцене, психоанализе и настоящей авантюре победительница пятого сезона проекта "Большой балет" в номинации "Лучшая танцовщица" рассказала Вере Давтян.
– Камилла, поздравляю вас с победой! Расскажите, пожалуйста, как родилась история "Камилла и балет"? Вы с детства мечтали о сцене?
Камилла Исмагилова: Благодарю! Наверное, конкретно о балете не мечтала, но танцевать начала раньше, чем ходить. С детства занималась танцами, а потом в голову стрельнуло: хочу в балет! Нашла объявление о наборе в хореографическое училище и попросила маму отвезти меня на просмотр.
– Вы окончили Казанское хореографическое училище. Расскажите, как складывалась ваша судьба после выпуска?
К.И.: После выпуска было несколько предложений, я выбрала остаться дома в Казани, но уже спустя полгода поступило приглашение из Ростовского музыкального театра, а затем был еще и период работы в Астраханском театре оперы и балета.
– Четыре крупных российских театра в вашей биографии: Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, Ростовский государственный музыкальный театр, Астраханский государственный театр оперы и балета, сейчас – Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. С каждым из них вас связывает своя история…
К.И.: Каждый из театров по-своему закалял мой характер, везде были свои плюсы и минусы, свои трудности, через которые приходилось переступать. Сейчас мой путь продолжается в МАМТ, пока это мое настоящее. А с Театром оперы и балета имени М. Джалиля связаны, в первую очередь, приятные воспоминания о доме, о сцене, на которой совершались первые шаги в профессии. Театры в Ростове и Астрахани подарили мне множество интересных партий, профессиональное и творческое развитие.
– Вашим партнером на проекте был Субедей Дангыт. Какие плюсы в том, что вы пара не только на сцене, но и в жизни? Как друг друга поддерживаете, если что-то не получилось?
К.И.: На мой взгляд, плюсов очень много, я люблю танцевать с Субедеем, не только потому что он хороший партнер, но еще и потому что мы чувствуем друг друга. И бывает, на спектакле возникает особая "химия". На репетициях всегда что-то можем подсказать и честно сказать, если что-то не так. Конечно, волнуешься друг за друга сильнее, чем когда танцуешь с другими. Но в итоге радости эти спектакли приносят вдвойне больше.
– Член жюри Фарух Рузиматов хвалил вашу пару на проекте. Он также отметил, что любой танцовщик должен стараться подбирать репертуар под свое тело и фактуру. Как происходит этот сложный процесс выбора?
К.И.: Да, это очень важно. Подбирая репертуар, необходимо отталкиваться от многих факторов – и от фактуры, и от внутренней составляющей. Если мы говорим именно о репертуаре на проекте, для нас было важно показать новую программу, чтобы было интересно и нам, и зрителям. Мне кажется, очень страшно, когда артист становится заложником одного па-де-де, из года в год танцуя на всех гала, конкурсах одно и то же. На этом заканчивается рост. Многое было выбрано из репертуара МАМТ, поскольку на этом проекте мы представляли не только себя, но и театр.
– Вы как-то сказали, что одного таланта артисту мало, еще нужен хороший педагог, наставник, ведь без него сложно двигаться дальше. Расскажите про ваших учителей.
К.И.: С учителями мне действительно повезло. Во времена учебы я брала дополнительные уроки у Натальи Адольфовны Максимовой. Она на многое открыла мне глаза. Далее в театре у меня были замечательные педагоги, которые прививали мне вкус в профессии, направляли, не ломая меня, что очень важно для педагога. Лыткина Е.В, Гуданов Д.К, Филиппова Л.Н. Сейчас в театре мы готовим партии вместе с Шипулиной Л.В. Она всегда идет от исполнителя, позволяет артисту раскрыть свой внутренний потенциал и честно говорит, если что-то выглядит не убедительно.
– На съемочной площадке нет театральной среды, зрителей, закулисья, где танцовщик может настроиться на выступление. Все видят разминку, хотят что-то спросить… Как вы себя настраивали?
К.И.: Съемки – это, действительно, совсем другая атмосфера. Но нам было интересно попробовать себя в таком качестве. Например, на спектакле в театре ты точно знаешь, сколько времени у тебя есть до выхода на сцену, и "греешься", исходя из этого, а на проекте бывало такое, что ты уже готов выходить, но кто-то еще переснимает предыдущий номер или какие-то сбои со светом. С одной стороны, это тоже немного выбивает из нужного состояния. С другой – в такие моменты происходит своего рода закалка. Мы старались оградить себя от суеты, сосредоточиться: поэтому мы танцевали, и сразу же уходили, чтобы ни на что лишнее не отвлекаться. В таких обстоятельствах хотелось максимально сохранить эмоциональный ресурс.
– Участники "Большого балета" признавались, что не все конкурсные дни давались им одинаково. Кому-то труднее казались сольные выходы, кто-то испытывал волнение перед программой современной хореографии. Какой из выпусков был самым сложным для вас?
К.И.: Думаю, каждый выпуск был по-своему сложен. Где-то необходимо было настроиться на глубокие переживания внутри себя: на съемочной площадке это сделать сложнее, нежели на "живом" спектакле, когда ты плавно погружаешься в историю. Где-то мешало внутреннее сопротивление. В какой-то период банально накопилась усталость и напряжение. Но всё это постепенно стирается. Из того, что особенно запомнилось, – момент, где мы исполняли сольные номера, у меня в последний момент поменялась вариация. Изначально мы с моим педагогом Л. Шипулиной готовили вариацию Гамзатти в редакции Н. Макаровой.
– На гала-концерте "Большого балета" вы исполнили общий номер в современной постановке Владимира Варнавы, какие были ощущение во время репетиций? Вам близок такой стиль существования на сцене?
К.И.: С современной пластикой в разных интерпретациях сталкивалась, поэтому не могу сказать, что это было открытием. У нас были достаточно сжатые сроки в подготовке этого номера. Испытывали скорее удовлетворение, ведь это был уже финал проекта.
– Вы артист, который полагается на труд или верит больше в удачу?
К.И.: В моем случае на труд. Хотя, конечно, оказаться в нужный момент в нужном месте – это очень важно.
– Чего больше всего боялись, когда только приняли предложение участвовать в "Большом балете"?
К.И.: "Боялись" не совсем подходящее слово, скорее это было неожиданно и волнительно. Не всё давалось легко, какие-то навыки приходилось вспоминать заново и восполнять пробелы. В нашей профессии, если не выходишь на сцену в определенных партиях регулярно, телу свойственно забывать, каково это, даже если на репетициях ты выполняешь все элементы. Сцена – это совсем иное.
– Победа в престижном конкурсе – это означает признание, статус, новые роли. Или это не всегда так? Что думаете по этому поводу?
К.И.: Даже талант и твои умения не всегда означают признание, статус и новые роли. Наша профессия очень субъективна, не зря говорят: "на каждого артиста найдется свой зритель". И слава, признание – это очень переменчиво. По-моему, не стоит на этом зацикливаться, сегодня слава и признание есть, а завтра – нет. Так же наоборот. Современный мир следует тенденции "главное казаться, а не быть". Это, на мой взгляд, еще одна проблема, присущая не только нашей профессии.
– Танец – молчаливое искусство…
К.И.: Соглашусь, но сцена обнажает.
– Что в последний раз вас сильно порадовало?
К.И.: Всегда можно найти что-то, что может порадовать, например хорошая погода, поездка домой, кошка.
– Помимо балета, чем еще увлекаетесь?
К.И.: Я окончила Институт психоанализа почти два года назад, увлекаюсь психологией.
– Интересно! Если коротко описать вас, чтобы узнать получше, какие бы это были слова?
К.И.: Наверное, в разные периоды жизни по-разному. Возможно, через год ответ на этот вопрос поменяется, но пока приходит на ум "стойкий оловянный солдатик".
– Какую бы партию мечтали станцевать? Какие вершины покорить?
К.И.: К счастью, в моем репертуаре много партий, о которых я мечтала. Очень хотелось бы исполнить Мехмене Бану в балете "Легенда о любви" Ю. Григоровича и его Эгину из балета "Спартак". С партией Никии из балета "Баядерка" связан не закрытый гештальт, надеюсь восполнить. Также мечтала попробовать себя в нескольких спектаклях, которые сейчас ушли из репертуара.
– Для вас важнее процесс или результат? Ведь выход на сцену – и есть по сути результат стараний, усилий, веры, труды и отдачи…
К.И.: На мой взгляд, это неотделимые вещи. И не только в мире балета.
– Что вас вдохновляет идти вперед?
К.И.: В профессии – новые интересные роли, и когда я вижу прогресс в работе.
– Что нового про себя вы поняли после завершения съемок?
К.И.: Наверное, не столько после окончания проекта, сколько по прошествии последних двух лет… Главное помнить, кто ты есть на самом деле.