22 апреля 2024, 15:58 22 апреля 2024, 16:58 22 апреля 2024, 17:58 22 апреля 2024, 18:58 22 апреля 2024, 19:58 22 апреля 2024, 20:58 22 апреля 2024, 21:58 22 апреля 2024, 22:58 22 апреля 2024, 23:58 23 апреля 2024, 00:58 23 апреля 2024, 01:58

Владимир Потанин в интервью "Интерфаксу" рассказал о новых направлениях бизнеса, международных экологических программах, а также о противостоянии санкциям

  • Владимир Потанин в интервью "Интерфаксу" рассказал о новых направлениях бизнеса, международных экологических программах, а также о противостоянии санкциям
"Норникель" построит в Китае современное производство медного концентрата в Китае, а на месте старого Медного завода в Норильске развернет современные высокотехнологичные цеха.

"Норникель" после обострения геополитической ситуации весной 2022 года столкнулся со сложностями в реализации своей Серной программы, потеряв доступ к западному оборудованию и технологиям. Одновременно резко усложнилась реализация товара: часть традиционных клиентов из Европы и США отказывается от российского металла или требует скидки. Из-за "самосанкций" и проблем с платежами "Норникель" в какие-то моменты может рассчитывать только на 80% от своих доходов на начало 2022 года. Оказавшись в положении "идеального шторма", компания решила воспользоваться плодами международного разделения труда: перенести часть устаревших производственных цепочек на крупнейший рынок потребления в Китай и получить доступ к аккумуляторным технологиям для будущего масштабирования процесса их выпуска внутри страны.

О том, как этот маневр позволяет урегулировать экологическую ситуацию и перебои с продажами металлов, а также послужит будущему росту производства и развитию Норильска, в интервью "Интерфаксу" рассказал президент компании Владимир Потанин.

В октябре 2023 года мы запустили Серную программу на Надеждинском заводе, ее первую линию, которая сейчас постепенно выходит на полную мощность. Процесс запуска оказался более болезненным, чем это можно было ожидать – из-за отказа многих западных партнеров от выполнения своих обязательств. Но проект успешно осуществляется, мы достигли технических характеристик, которые закладывали, а это более 99% улавливания серы. То есть технология физически работает в огромном промышленном масштабе. А работоспособность технологии была главным риском, поскольку этот проект – новаторский. Таким образом, экологические обязательства "Норильского никеля" перед государством мы выполним в соответствии с подписанным нами планом. После выхода на проектные показатели выбросы в Норильске сократятся на 45%, а это означает улавливание почти 1 млн тонн диоксида серы. Для этого мы в конце третьего квартала будем запускать вторую и третью линии на Надеждинском заводе.

При этом надо понимать, что экологические проблемы мы решили через создание довольно большого производства, которое абсолютно не окупаемо. В результате улавливания серы, производства серной кислоты и последующей ее нейтрализации мы производим много миллионов тонн гипса, которые храним в гипсохранилище. Это экологически безопасный вид отходов, но мы фактически тратим большие средства на то, чтобы закопать в землю огромные объемы гипса. В связи с поручением Михаила Владимировича Мишустина мы максимально задействовали весь интеллектуальный потенциал для переосмысления программы на Медном заводе. Дело в том, что Медный завод с точки зрения выбросов даже более важен для жителей Норильска, чем Надеждинский, потому что он находится ближе к городу, и мы уже давно вынуждены время от времени останавливать производство для сокращения выбросов. Как всегда бывает в таких случаях, только нестандартный ход поможет решить проблему. Так родилась идея создания плавильных мощностей по медному концентрату в Китае. Это позволит нам приблизить товар к месту потребления, и тогда финальный продукт будет продаваться как китайский. А китайский товар гораздо сложнее санкционировать в Китае, чем российский, поступающий в Китай.

Мы договариваемся с дружественными юрисдикциями о фокусе на тех направлениях, где каждый эффективен, при этом сохраняя всю цепочку компетенций. Наши экологические проблемы, проблемы расчетов, проблемы доступа на рынок, проблемы кастомизации нашего товара под рынок потребления мы переносим туда, где они решаются наиболее эффективно, в данном случае – в Китай.

А на Китай приходятся 50% потребления никеля и меди, и сейчас, с учетом отказа Европы и Америки от нашего товара, на Китай будет приходиться более половины нашей реализации. При переносе плавильного производства ближе к рынкам сбыта у нас появляется возможность освоить технологии по производству батарейных материалов. Располагая этими технологиями, мы, совместно с "Росатомом", будем производить и катодные материалы, и сами батареи, используя для этого продукцию Колмозерского месторождения лития. Производство батарей – это ключевая история и для транспорта, и для различных промышленных объектов. То есть мы экономически неэффективное и экологически болезненное производство серы переносим в Китай, а взамен получаем возможность продлить нашу цепочку создания стоимости и получить продвинутые компетенции, которые необходимы и компании, и стране.

Строительство мощностей в Китае синхронизировано с выбытием мощностей на Медном заводе. Это произойдет за горизонтом 2027 года, до этого мы уже реализуем наш китайский проект. Поэтому с точки зрения производственных планов и объемов процесс будет нейтральным. В дальнейшем за счет эффекта увеличения добычи и обогащения мы ожидаем общий рост производства. Поставлять медный концентрат – порядка 2 млн тонн в год – мы планируем через Северный морской путь. Мы создаем дополнительные логистические мощности, готовимся расширять терминалы в Дудинке и в Мурманске, чтобы они способны были переваливать большие объемы.

На Медном заводе задействованы около 2 тыс. человек. Все, кто захочет продолжить работу в компании, будут трудоустроены. Рассчитываем, что они впишутся в общую потребность Норильского промышленного района, где безработица практически отсутствует – 0,2%. В Норильске мы нанимаем порядка 4 тыс. человек в год. Планомерно заменяя устаревшие переделы и подходы на новые, более экономически целесообразные, мы создаем рабочие места: в логистике, в программировании, в 3D-принтинге.

Мы доложили об этом проекте на всех уровнях, включая президента и председателя правительства, взаимодействуем с профильными министерствами. Учитывая все его преимущества, мы полагаем, что проект имеет все шансы быть поддержанным. Насколько известно, он уже включен в повестку российско-китайских встреч на высшем уровне, то есть получил политическую поддержку. Специфика китайского рынка такова, что там лучше работать с политической поддержкой на самом высоком уровне.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация