23 апреля 2024, 09:02 23 апреля 2024, 10:02 23 апреля 2024, 11:02 23 апреля 2024, 12:02 23 апреля 2024, 13:02 23 апреля 2024, 14:02 23 апреля 2024, 15:02 23 апреля 2024, 16:02 23 апреля 2024, 17:02 23 апреля 2024, 18:02 23 апреля 2024, 19:02

Спасенные шедевры: Русский музей открыл выставку картин из Таганрога

  • Спасенные шедевры: Русский музей открыл выставку картин из Таганрога
  • Картинка
    Спасенные шедевры: Русский музей открыл выставку картин из Таганрога
  • Спасенные шедевры: Русский музей открыл выставку картин из Таганрога
После выставки они вернутся в Таганрог.

Отреставрированные полотна из Таганрогского художественного музея выставлены в Петербурге. Коллекция пострадала после ракетного удара летом прошлого года. Шедевры восстановили специалисты Русского музея. После выставки картины вернутся в Таганрог. О том, как спасали произведения искусства, Екатерина Фисенко.

Мраморный дворец сегодня словно филиал Таганрогского музея. Живопись, графика и скульптура из галереи, в создании которой принимал участие еще Чехов, выставлены в Петербурге после реставрации. И кажется, сами авторы были бы довольны, увидев свои произведения такими. "Особенно пострадали 22 шедевра: одна скульптура, три графические работы и 18 произведений живописи, среди них – Коровина, Рериха, Зинаиды Серебряковой, Станислава Жуковского и Серова. Мы мгновенно отреагировали и не могли поступить иначе", – уточнила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Таганрогский музей с его богатой коллекцией подвергся ракетной атаке. Часть музея восстановлению не подлежит. А часть картин и скульптурный портрет мальчика получили очень сложные "ранения". Ученые-реставраторы из Русского музея предложили помочь с восстановлением и выдвинулись в Таганрог для предварительных работ. Фактически там на месте был развернут военно-полевой госпиталь. "Главной нашей задачей было подготовить картины к безопасной транспортировке в Русский музей, потому что еще на совещании было принято решение не только о контраварийных мероприятиях, которые будут проводиться в Русском музее, но и о комплексной реставрации. Наша задача была зафиксировать свежие повреждения, чтобы все доехало в целости и сохранности, чтобы передать все в руки нашим коллегам", – рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.

Это было очень больно – видеть картины в таком виде. Осколки разлетались шрапнелью, выбитые стекла резали картины, рушащиеся стены давили произведения. "Везде находили осколки стекол за подрамником, между холстом и планками. Таким образом можно представить, что это было, когда всё полетело в стену, картины вздрогнули, назад прилетели стекла, крошка каменная. Где-то вот здесь наверху было две штучки, маленькие были здесь и где-то здесь была еще небольшая утрата. Они примерно сантиметр на полсантиметра, сантиметр на сантиметр", – показала ведущий художник-реставратор Русского музея Ольга Кленова.

Полотна Шопена пострадали больше других, разрыв от рамы до рамы. Сложнейшая реставрация, ведь обычно – это просто восстановление красочного слоя, лака, цвета, но никак не холста. Еще один пример – "Терраса" Коровина. Осколки пробили полотно в нескольких местах, нити были спирально закручены, оборваны и запутаны. Их распутывали вручную, а недостающие нити брали с обратной стороны холста, в том месте, где он прикреплен к подрамнику, и фактически ткали заплатки. Несмотря на утраты, в картине нет ни одной посторонней нити.

Каждая реставрация – это еще и исследование. Рентген показал, что на картине Рериха один из старцев раньше держал в руках котелок, а сейчас его нет, здесь поперек проходил еще один ствол дерева, а на полотне Блонской были совсем другие святые. После выставки в Петербурге картины вернутся в Таганрог, обогащенные историческими находками и в идеальном состоянии.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация