25 апреля 2024, 07:40 25 апреля 2024, 08:40 25 апреля 2024, 09:40 25 апреля 2024, 10:40 25 апреля 2024, 11:40 25 апреля 2024, 12:40 25 апреля 2024, 13:40 25 апреля 2024, 14:40 25 апреля 2024, 15:40 25 апреля 2024, 16:40 25 апреля 2024, 17:40

Стройка в мерзлоте: в каких условиях прокладывали Байкало-Амурскую магистраль

  • Стройка в мерзлоте: в каких условиях прокладывали Байкало-Амурскую магистраль
  • Картинка
    Стройка в мерзлоте: в каких условиях прокладывали Байкало-Амурскую магистраль
  • Стройка в мерзлоте: в каких условиях прокладывали Байкало-Амурскую магистраль
В строительстве Байкало-Амурской магистрали участвовали ученые. Это потребовалось из-за того, что работы велись в условиях мерзлоты.

О необходимости дальнейшего развития национальной системы мониторинга вечной мерзлоты заявил премьер-министр Михаил Мишустин. По поручению Президента правительство увеличивает число специализированных станций. Сегодня особенно значимы исследования Северного полюса и Арктики. А как учёные помогали прокладывать Байкало-Амурскую магистраль, выяснила Виктория Сытенко.

— По этим веками неприступным местам пройдет железнодорожная трасса. Три часовых пояса с запада на восток пересечет рельсовый путь. Семь горных хребтов. Таежные пади. Болота. Коварный мерзлотный грунт.

Чтобы проложить БАМ в таких условиях, одной только техники и энтузиазма было недостаточно. Требовалось научное сопровождение. Это поняли еще при возведении Транссиба. В 1927 году в городе Рухлово, который позже переименовали в Сковородино, в ведомстве НКВД создают первую в Советском Союзе и мире специализированную научно-исследовательскую мерзлотную станцию. Её сотрудники следили за состоянием грунтов, а также зданий и сооружений, построенных на вечной мерзлоте.

"Эпоха больших строек побудила всех заниматься этим вопросом не просто так с кондачка. Почему? Потому что все сооружения, которые были построены, они претерпевали значительные деформации. Эти деформации нужно было устранять, то есть проводить противодеформационные мероприятия", – рассказал начальник Тындинской мерзлотной станции Сергей Юсупов.

Здесь, на выселках, заключенные ГУЛАГа, среди которых были такие выдающиеся люди, как Павел Флоренский, Павел Каптерев, делали поистине мировые открытия.

"В 1937 году произошло следующее. Каптерев, рассматривая мерзлые грунты под микроскопом. Один, другой, третий образец. И образец, где-то с пяти метров взятый, он положил. Смотрит, там какая-то водоплавающая, типа дафнии или что-то еще. Он пинцетиком отложил это все хозяйство, а пока сам разбирался с грунтами. Через некоторое время он положил её под микроскоп, чтобы рассмотреть, и эта водоплавающая ожила", – сказал директор Тындинской мерзлотной станции в 1960-1996 гг. Гавриил Минайлов.

Ученые предположили, существо могло провести в толще льда тысячи лет – рассказывал журналистам киностудии "БАМ" Гавриил Минайлов, который почти 40 лет возглавлял станцию. При нем, в 1967 году, ученые первыми начали прокладывать путь участникам будущей всесоюзной комсомолькой молодежной стройки.

"Наша задача была выяснить, какие же изменения мерзлотно-грунтовой обстановки произошли в основании линейных сооружений дороги. Нужно было сделать заключение – надо ли реконструировать эту линию или оставить, какая она есть, бросить эти рельсы. Но мы, наверное, пришли к правильному решению – подвергли её капитальному переустройству", – отметил Гавриил Минайлов.

Под контролем специалистов возводились все линейные сооружения БАМа – здания, мосты, само полотно. Это был колоссальный опыт, перенимать который в столицу БАМа однажды приехала делегация из Китая.

"Мы хотим узнать опыт в области проектирования, постройки железнодорожных линий в районах вечной мерзлоты. Тындинская мерзлотная станция – известный орган в этой области", – прокомментировал заместитель министра путей сообщения КНР в 2002 г. Су Юнфо.

Достижения исследователей до сих пор используются от Тибета до Аляски. Почти полвека станция располагается в Тынде. Сегодня, как подразделение Дальневосточной железной дороги, ведет диагностику земляного полотна на вечной мерзлоте, дает рекомендации по ремонту деформированных участков. Специалисты следят, чтобы жд-полотно могло исправно выполнять свои функции, вывозило растущие нагрузки, используя колоссальное наследие предшественников.

— Вот подготовлено для книги. Специально подготовлено для книги. Здесь 30-летний опыт работы на мерзлоте. Это уникальные чертежи, которые стоят уникальных денег. Их ждут все во всем мире.

Подписывайтесь на страницы "Вести – Амурская область" в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация