28 апреля 2024, 14:13 28 апреля 2024, 15:13 28 апреля 2024, 16:13 28 апреля 2024, 17:13 28 апреля 2024, 18:13 28 апреля 2024, 19:13 28 апреля 2024, 20:13 28 апреля 2024, 21:13 28 апреля 2024, 22:13 28 апреля 2024, 23:13 29 апреля 2024, 00:13

Премьера "галактического" масштаба: волгоградский НЭТ показал спектакль "Космос"

  • Премьера "галактического" масштаба: волгоградский НЭТ показал спектакль "Космос"
  • Картинка
    Премьера "галактического" масштаба: волгоградский НЭТ показал спектакль "Космос"
  • Премьера "галактического" масштаба: волгоградский НЭТ показал спектакль "Космос"
Первые показы спектакля "Космос" состоялись на этой неделе в Новом экспериментальном театре Волгограда. Одноименная пьеса принадлежит перу Алексея Житковского и за четыре года своего существования уже покорила публику двадцати городов России. В чем секрет успеха "Космоса"?

У заядлых театралов перед походом на премьеру принято почитать пьесу. Сравнить, что называется, авторский текст и видение режиссера. Правда с произведением Алексея Житковского сделать это проблематично. Печатных изданий не существует в принципе, непросто найти книгу и на просторах интернета. Вот и ждут сотни волгоградских зрителей, когда откроется сценический портал в "Космос", чтобы попытаться хоть немного постичь вселенную человеческой души.

Татьяна Гизатуллина – учительница английского. В орбите ее интересов жизнь школы, дом да редкие посиделки с подругами. А в душе черная дыра пустоты, заполнять которую с каждым днем все труднее. Отсутствие личной жизни, карьерных перспектив, туманное будущее сына и невозможность покинуть гнетущую обыденность провинциальной Бугульмы. И, словно метеор в ночной мгле, прилетает известие – в родную школу приезжает Сергей Лысов, космонавт, Герой России, одноклассник Татьяны, влюбленный в нее со школы.

Бывает, что грезы застилают реальность. Подаренная собственным воображением надежда определяет существование героини. И вот одноклассница Героя России уже дает интервью, признаваясь с экранов телевизоров в любви не к мужу, который героически погиб на войне, а к однокласснику-космонавту.

Тоска, отчаяние, надежда, гнев, радость. Целый спектр эмоций передает Екатерина Мелешникова. Актриса признается, во время многодневных репетиций приходилось буквально выворачивать актерское нутро наизнанку.

"Это вообще для меня совершенно новый язык театральный. Я такого не играла никогда. Такая правда, такая боль, которая у Татьяны Викторовны так выливается. Все мы люди, и всем нам иногда хочется все бросить", – говорит актриса Нового экспериментального театра актриса Нового экспериментального театра.

Спектакль поставлен на большой сцене НЭТа. На площадке большую часть действия всего два актера. Авторы спектакля сознательно минимизировали юмор, отказались от вокальных и танцевальных номеров. Ничто не должно отвлекать от главного – возможности сопереживать.

"И сама пьеса вроде начинается как бытовая, но она вдруг вылетает в какой-то космос. Чуть приподнимается над этой нашей жизнью и становится вдруг не бытовой. Это интересно, что современная пьеса вдруг становится небытовой историей", – отмечает режиссер-постановщик "Космос" Владимир Данай.

Два мира Татьяны Гизатуллиной находят отражение в декорациях. Реальная жизнь, школьный класс, телестудия расположились на дальнем плане. Ближе к зрителю в чаше лунного кратера разворачивается мир грез героини. Красной линией сквозь весь спектакль прочерчены монологи учительницы. Ядреная, порой непонятная смесь русских и английских слов подчеркивает личность, которая одновременно живет в параллельных вселенных.

Пьеса была написана всего четыре года назад. Но вот уже московский театр имени Пушкина открывается после реконструкции именно "Космосом". Краснодар, Барнаул, Петрозаводск и еще полтора десятка городов. И везде успех. Без тени сомнения берет литературную основу в работу МХТ имени Чехова. И тоже аншлаг, и тоже не достать билетов.

"Он уже идет несколько лет, и мы даже перенесли его с новой сцены на малую. Со сцены, где 100 мест, на сцену, где 280 мест, потому что интерес к нему совершенно колоссальный, и билеты очень быстро продаются", – рассказывает помощник художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ по спецпроектам Павел Руднев.

Интересен набор персонажей спектакля. Одинокая женщина, молодежь мечущаяся в поисках лучшей жизни, погибший на войне солдат. Сам драматург Алексей Житковский из Нижневартовска и прекрасно чувствует жизнь российской глубинки.

"Я писал про какое-то определенное время, про определенных людей, фактуру, которую я знаю, про этих учительниц, с которыми я много встречаюсь – это мои ровесники все. Половина моего класса действительно на кладбище лежит, я 1982 года рождения, есть друзья, которые погибли на Чеченской войне. Хотелось, чтобы это все вместе с этой пьесой закончилось, и больше она нигде не шла", – делится драматург Алексей Житковский.

Драматург в своих пьесах защищает маленького человека и не зря. Таких одиноких, уходящих от реальности Татьян Гизатуллиных в стране миллионы. Их можно встретить на улице, они наши родственники и знакомые, и каждой можно сопереживать.

"К сожалению такие женщины встречаются часто, и встречаются часто женщины, которые со стороны кажется счастливый брак, замечательный муж, а на самом деле, как оказалось, там большие проблемы и насилие в семье", – говорит жительница Волгограда Наталья Ежова.

Мы видим героев, которых узнаем. Через близких персонажей нам хочется понять и себя. Так во время просмотра и рождается эффект присутствия, когда зритель внутренне переносится на сцену. А ведь такое происходит редко. Персонажи классиков жили столетия назад, а многих героев современных авторов зритель не проецирует на себя.

"Скажем в пьесах драматургов 90-х это никогда не происходило, потому что люди в зале не хотели себя ассоциировать с героями на сцене. А вот с героями Алексея Житковского это происходит. Люди через героев на сцене хотят понять что-то про себя", – комментирует театральный критик Татьяна Тихоновец.

В этом и есть цель искусства – открыть смысл бытия, осветить жизненные цели и уяснить свое призвание. И пусть от постановки буквально веет межзвездным пространством, в вакууме которого невозможно дышать, прочтение волгоградского НЭТа наверняка найдет своего зрителя, готового отправиться на орбиту человеческих эмоций.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация