Расскажу о себе сам: Национальный центр Виктора Астафьева встречает гостей
Национальный центр Виктора Астафьева открыли к столетию со дня рождения писателя. Это новое здание мемориального комплекса в его родной деревне Овсянке Красноярского края. Туда отправилась Юлия Струкова.
Электричка из Красноярска в Дивногорск первого мая всегда битком. День рождения Виктора Астафьева едут отмечать компаниями, семьями. В Овсянке состав, посвященный 100-летию со дня рождения писателя, кажется, остается пустым. Главная точка притяжения людского потока – здание из дерева, бетона, и стекла. Выбивается из общего ландшафта и старается в него вписаться одновременно. Две с половиной тысячи квадратных метров, четыре этажа – в Национальном центре Виктора Астафьева можно провести часы, дни, недели, читать, изучать, смотреть фильмы и при этом как будто бы находиться в мире его произведений.
История страны, ее ХХ века, разворачивается перед зрителем через произведения Астафьева. От коллективизации – до перестройки и лихих 90-х. В вещах, документах, мультимедиа, инсталляциях. "Это мир экологии природы и экологии души. Ведь в его произведениях каждая маленькая пичужка, каждая рыбка имеет душу. Вы помните, как он писал, что рыба умеет плакать", – рассказала зам. заведующего Мемориального комплекса, научный руководитель Национального центра В.П. Астафьева Татьяна Зыкова.
Здесь можно кропотливо изучать творческую лабораторию и быт писателя. Вот обстановка его кабинета в красноярской квартире, есть экспозиция о более чем 300-летней истории Овсянки, когда-то старообрядческой и сильно пострадавшей от раскулачивания – из 350 дворов осталось 85. Много архивных фильмов и передач с участием Астафьева. "Почему Национальный центр Астафьева? Его издания – на 32 языках в 24 странах. Если человек из сибирской деревни интересен миру, разве это не национальное достояние!" – пояснила директор Красноярского краевого краеведческого музея Валентина Ярошевская.
"Виктор Петрович не самый уютный писатель. Особенно вторая часть его творчества, более поздняя, она была вызовом для многих. Но сегодня многое из того, что писал Астафьев, не только остается актуальным и своевременным, а даже набирает важность для сегодняшнего дня", – заявил советник президента РФ по вопросам культуры и искусства Владимир Толстой.
Внучка писателя Полина продолжает астафьевское дело. Ставит спектакли по его произведениям в музейном театре и знает, как непроста для молодежи астафьевская проза. "Очень долгая работа. Все равно ты объясняешь слова, сленг: он же ушел из оборота", – поделилась Полина Астафьева, внучка Виктора Астафьева.
В Овсянке звучит слово народное, в Красноярске – художественное, астафьевское, перемежается музыкой. Владимир Пороцкий к столетию своего земляка написал сюиту "Царь-рыба" для камерного оркестра. "Проза Астафьева, конечно, поэтична. Это поэтическая проза. Это проза, которая рождена любовью к северной природе", – отметил художественный руководитель и главный дирижер Красноярского камерного оркестра Михаил Бенюмов.
Юбилейный год Виктора Астафьева продолжается. Хочется верить, что наследие писателя станет ближе и понятнее молодому поколению.