Последний шедевр Караваджо – на выставке в Национальной галерее в Лондоне
В лондонской Национальной галерее – выставка одного шедевра Караваджо, его последней работы "Мученичество святой Урсулы". Ватикан клеймил мастера за нарушение всех канонов иконографии, но не мог обойтись без его гения. О бунтаре в искусстве и в жизни – Яна Музыка.
Картину "Мученичество святой Урсулы" Караваджо написал в 1610 году за несколько недель до смерти. Когда возвращался в Рим в ожидании помилования за убийство. "Сейчас мы называем его "Последний Караваджо". Но долгое время это был потерянный Караваджо, потому что на протяжении 300 лет картина находилась в одной семье. Когда в 1970-х годах она была приобретена итальянским банком, предполагалось, что она принадлежит кисти одного из последователей Караваджо. Истинное происхождение шедевра открылось только в 1980-х, благодаря письму, обнаруженному в архиве Неаполя. Его мы тоже представляем на этой выставке", – рассказала куратор выставки Франческа Уитлум-Купер.
Куратор выставки подчеркивает: Караваджо – фигура противоречивая. При жизни споры вызывала его манера письма, сегодня многие осмысляют саму личность этого живописца. "Даже по меркам того сурового времени Караваджо, похоже, был человеком жестким и даже жестоким. Самодовольный, вооруженный мечом, он бесконечно вступал в споры и часто угрожал своим оппонентам. Его вспыльчивость достигла апогея в 1606 году, когда Караваджо убил своего давнего врага. Художнику пришлось бежать из Рима и скрываться", – напомнила Франческа Уитлум-Купер.
На этом полотне – святая Урсула, ее грудь пронзена стрелой язычника, за которого она отказалась выйти замуж. Караваджо, в отличие от своих коллег, писал картины с живых моделей. В его время такой подход вызывал споры. "Он был человеком дерзким и рисковым – как в личной жизни, так и в творчестве. Я имею в виду, что многим известным художникам того времени работы Караваджо, мягко говоря, не нравились. Он никогда не делал эскизов, просто подходил к чистому холсту и рисовал. И как только он умудрялся находить время для живописи между бесконечными драками и конфликтами?!" – отметил блогер Джеймс Картер.
Караваджо одним из первых применил манеру "кьяроскуро" – резкое противопоставление света и тени. На выставке представлена еще одна работа художника. "Саломея принимает голову Иоанна Крестителя". В этой картине – тоже борьба Света и Тьмы. "Караваджо – один из самых важных и известных художников в истории мировой живописи. Можно сказать, что он повлиял на всех крупных мастеров, творивших после него. И я думаю, что важно дойти до истоков его творчества", – подчеркнул генеральный директор Gallerie D'Italia Микеле Коппола.
Рассчитывая на папское помилование за свое преступление, Караваджо из изгнания направился в Рим. Умер он по дороге, в возрасте 38 лет.