"Шинель": эскиз-победитель режиссерской лаборатории стал премьерой в Театре Гоголя
В Театре Гоголя ставят... Гоголя. Хрестоматийную повесть писателя "Шинель" молодой режиссер Арина Бессергенева превратила в офисную мистерию. С какой целью? – узнала Валерия Кудрявцева.
Необычная "Шинель" на Малой сцене в постановке молодого режиссёра Арины Бессергеневой, возникшая из эскиза одного из победителей режиссёрской лаборатории "Гоголь. 215", которую Театр проводил совместно с ГИТИСом и Колледжем имени Гнесиных в начале этого года. Бессергенева сама выбрала гоголевскую повесть о "маленьком человеке" которая очень лично отозвалась и в ней, и в актёрах.
Арина Бессергенева, режиссёр: "Мы все как будто бы живём в этом обществе. И мои друзья, и это я сама. И как будто хочется самому себе напоминать о том, что надо бы жить, гулять, видеть солнце, дышать, любить и все глаголы, которые дают нам свободу жить, а не думать о том, во что я одет, какая у меня марка машины или ещё что-то".
Сделав авторскую инсценировку "Шинели" Арина Бессергенева перенесла сюжет из серого Петербурга в чёрно-белое сюрреалистическое пространство современного офиса, где каждый лишен индивидуальности. Глядя на клерков в начале спектакля, кажется: любой из них мог бы быть Башмачкиным. Трагикомическая история о маленьком человеке, который боится выйти за рамки своего ограниченного мира, превращается в фантазию о несбыточной мечте. Заветной новой шинели, вожделенной почти как любовь. "Весь спектакль решён графически, и очень хотелось добавить красивое пятно. Там же не только красная шинель. Красный накапливается от начала спектакля до середины, когда он просто взрывается. И в финале уже лёгким лейтмотивом протягивается до самого конца. И как бы бах! И красивая красная шинель", – комментирует художник по костюмам Василиса Кутузова.
Пошитая портным Петровичем новая красная шинель буквальной красной нитью проходит через всю новую жизнь Акакия Акакиевича. Она для Башмачкина – способ вырваться из повседневной рутины. Вспомнить о том, что по-настоящему для него важно, кроме ежедневного переписывания бумаг в департаменте или офисе. Молодая команда актёров спектакля, опираясь на одноименный первоисточник, искала в знакомом сюжете смыслы, понятные и больные здесь и сейчас.
Марк Вдовин, актер: "К сожалению, мой персонаж понимает только в самом конце о том, что надо жить. Или довольствоваться только тем, что я работаю в офисе, переписываю. Славу Богу, меня не дёргают и мне комфортно. Домой пришёл, поел, утром на работу. Сколько таких людей. Про себя тоже рассказываю. Когда ты ходишь каждый день в театр. Вот репетиция. Правда, я прихожу в театр, репетирую. Вечером прихожу, ем. Утром пошёл опять репетировать. Кажется, творчество. Но это же надо успевать жить".
Успевать жить, дышать, любить, выходить из привычной системы координат, ориентированных на работу и материальные блага, по мнению создателей спектакля, можно и нужно. И в этом его главный посыл.