16 мая 2024, 09:01 16 мая 2024, 10:01 16 мая 2024, 11:01 16 мая 2024, 12:01 16 мая 2024, 13:01 16 мая 2024, 14:01 16 мая 2024, 15:01 16 мая 2024, 16:01 16 мая 2024, 17:01 16 мая 2024, 18:01 16 мая 2024, 19:01

В Омске прошёл форум "Академия русской культуры"

  • Картинка
  • В Омске прошёл форум "Академия русской культуры"
  • Картинка
    В Омске прошёл форум "Академия русской культуры"
  • В Омске прошёл форум "Академия русской культуры"
Кульминацией стал перформанс "Крестики", рассказывающий о традиции ковроткачества в одной из сибирских деревень.

Форум "Академия русской культуры" прошёл в Омске. Кульминацией стал перформанс "Крестики", рассказывающий о традиции ковроткачества в одной из сибирских деревень. Динара Шамец выяснила, чем современного дизайнера вдохновили узоры прошлых веков.

Принтами для модных нарядов от дизайнера Варвары Зениной послужили рисунки с ковров старинного села Крестики Омской области. "Это, прежде всего, места, откуда родом мой отец. Для меня это встреча со своей малой Родиной, с моими родственниками, которых я не имела возможности увидеть, с моей культурой, которая для меня предстает в таком виде – чалдонская культура", – поделилась дизайнер, этнокультуролог Варвара Зенина.

5000 узелков на квадратный метр. Такие вот, как говорят жители Крестиков, кладеные ковры в Сибирь привезли переселенцы чалдоны еще в XIX веке. На чёрном фоне, символизирующем поле, яркие геометрические узоры – "звёзды", "бесконечность". "Такой космизм присутствует и в самих названиях, казалось бы, вот просто отдельных узоров. Недаром была какая-то сакральная функция, потому что такие пластичные махровые ковры никогда не вешали на стену, никогда они не стелились на пол. К ним относились с особым образом. Это был символ семейного благополучия", – рассказала директор Государственного центра народного творчества Омской области Виктория Багринцева.

Крестинские ковры переходили по наследству. Яркие узоры на них выкладывали нитками, выкрашенными в малахит, шафран и бордо. Чтобы краски со временем не тускнели, укладывали ковры на сундуки с приданым кверху изнанкой. Азы старинного промысла передавались от поколения к поколению. История жизни крестинской рукодельницы в основе перформанса. "С одной стороны, у этой героини есть конкретный прототип. С другой стороны, такая героиня в Крестиках живет в каждом доме, потому что это очень распространенное явление – ковры ткали все практически", – пояснила Варвара Зенина.

В основе музыкальной ткани перформанса – певческая традиция села Крестики. Сложную манеру пения – переплетение трех, четыре и даже пяти голосов – освоили участники коллективов "Новая деревня" и "Гусельки". "Интересная фонетика у этой традиции. Она северно-русского происхождения в своем корне, как и большинство традиций старожилов Омской области, но есть и также южно-русские черты диалекта – аканье, яканье, мягкие окончания глаголов, мягкое "Г", – отметила заместитель директора Омского музыкального училища им. В. Я. Шебалина Олеся Сидорская.

Традиционное пение соседствует со стихами Ахматовой, голосами старожилов, строчками из писем с фронта родным, а дефиле здесь – почти танец. В показе этнографическую коллекцию русских старожилов сменяют "парочки" и "шубуры" в новом прочтении Варвары Зениной, вдохновленной космическими узорами крестинских ковров.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация