Запад теряет веру в поражение России
"Румыния будет оказывать поддержку Молдавии на ее интеграционном пути, потому что там все являются румынами и никем другим. Нет молдаван, не существует молдавского языка, это румынский язык и это румыны", — заявил глава румынского кабмина.
Возродить так называемую Великую Румынию — давний бред румынской элиты. Вполне в духе европейских колониальных замашек. Со своим колониальным наследием разбирается и Франция, которая очень не хочет терять Новую Каледонию — одну из своих заморских территорий.
Рано утром во вторник в Киеве с необъявленным визитом появился госсекретарь США. Блинкен наговорил много, но все это легко сводилось к одной небрежно завуалированной мысли — Украина во что бы то ни стало должна держать фронт до президентских выборов в США.
"Мы не поощряли и не поддерживали удары за пределами Украины. Но в конечном итоге Украина должна сама принимать решения о том, как она будет вести эту войну — войну, которую она ведет, защищая свою свободу, свой суверенитет, свою территориальную целостность", — сказал Блинкен.
Свое послание госсекретарь подкрепил обещанием направить 2 миллиарда долларов на закупку ракет для систем ПВО Patriot и песней в киевском баре — довольно двусмысленной.
Rocking in the free world — "отжигайте в свободном мире" — cоциальная сатира Нила Янга: песня про бездомных, про то, как нищие матери не могут прокормить своих новорожденных детей и выбрасывают их на помойку. На неделе только одно культурное событие могло бы оспорить первое место Блинкена в хит-параде шок-контента.
Карл III, похоже, сам испугался своего нового портрета — уже в образе короля, который был представлен на этой неделе в Лондоне. Лицо и руки есть, а остальное — какая-то кровавая баня из фильма ужасов. Издеваются постомодернисты над пожилым человеком — где он теперь найдет стену для такого своего образа. В пыточной Тауэра?
В конце концов — это дело вкуса. Если же вернуться к песням Блинкена, вряд ли удастся найти лучшую метафору к отношениям Киева и Вашингтона — Запад породил этого голема, использует его, а затем выбросит на помойку, потому что не прокормить. Да и нет такой задачи, что в очередной раз подтвердил командующий силами НАТО адмирал Роб Бауэр.
"Пока украинцы воюют с русскими, они не могут напасть на страны НАТО, вероятность этого гораздо ниже", — сказал Роб Бауэр.
То есть Украина в этой парадигме сгорит дотла.
Газета WSJ утверждает, что администрация Байдена в отношении Киева выбрала стратегию медленного поражения, которая должна связать Россию на годы.
Но киевский режим изменил бы себе, если бы на предложение "держаться до последнего" не ответил приглашением к Третьей мировой.
То же издание пишет, что Киев обратился в администрацию Байдена за разрешением наносить удары дальнобойным американским оружием (речь, похоже, про cистемы ATACMS) по всей территории России и, более того, помочь с выбором целей. Сделать это, не абстрактно, по Блинкену — мол, Украина сама решает, а от нас только уши торчат — нет, все должно быть конкретно и официально. Кто как, а натовские неофиты, видимо, тоже только того и ждут.
"Ситуация на Украине критическая. На карту поставлена не только безопасность Украины, но и наша собственная безопасность. Нам нужно действовать немедленно", — заявил Петтери Орпо, премьер-министр Финляндии.
Вот они и торопятся. На встрече лидеров стран Северной Европы в Стокгольме премьер-министр Дании поспешила с важным объявлением, касающимся поставок Украине истребителей F-16. Прозвучало так, что вот-вот, со дня на день.
"В ближайший месяц в воздух поднимутся первые истребители из Дании. Очень, очень важно, чтобы Украина увидела самолеты в воздухе", — сказала Метте Фредериксен, премьер-министр Дании.
Эти слова вызвали бурю восторга на Украине, но оказалось — радоваться рано. Госпожа премьер-министр имела в виду не месяц, а месяцы.
Нет сомнений в том, что когда-нибудь эта техника появится в украинском небе, но все-таки месяцы — это может быть и два, и три, и полгода. Созданная в рамках группы Рамштайн "авиационная коалиция" мгновенно вернулась в привычное состояние неопределенности. Конфуз слегка сгладила "коалиция ПВО": Германия сообщила, что обещанный Киеву Patriot и еще один комплекс IRIS-T будут отгружены до конца мая. Это, видимо, съест около половины 7-миллиардного пакета военной помощи, который Берлин забронировал для ВСУ на этот год. Но Шольц уже не мелочится к восторгу ВПК.
"Чему нас научила эта война, так это тому, что мы должны наращивать производство оружия. Промышленность не была готова к затяжной войне и непрерывному производству боеприпасов", — заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц.
От Украины на этой неделе канцлера ненадолго отвлекало наводнение, случившееся на западе Германии — в Сааре. Ситуация не такая критичная, как в декабре прошлого года в Саксонии, но, памятуя о том, как его разнесли за обычные туфли, в которых он вышагивал тогда по сырому асфальту, на этот раз Шольц надел резиновые сапоги, чтобы прогуляться по сухому. На всякий случай. На общем фоне выглядело это странно. Еще более странным, на первый взгляд, могло показаться полное отсутствие в медиапространстве господина Макрона. Это при том, что у него заморский департамент горит.
Во вторник мощнейшие беспорядки охватили Новую Каледонию — небольшой остров у северо-восточной оконечности Австралии, который Франция контролирует с середины XIX века. Самые большие разведанные запасы никеля в мире. При этом коренной народ канаки живет в нищете, в отличие от понаехавших из метрополии. Отсюда — стойкое стремление к независимости.
По этому поводу была небольшая гражданская война, прошли несколько референдумов. И решающий намечен на этот год. Чтобы разбавить голоса местных, настроенных очень решительно, Париж директивно включил в списки и тех, кто проживает в Новой Каледонии менее десяти лет, то есть своих колонистов-французов.
"Нам навязали других людей и демократическую систему, которая только подтверждает колониальное поглощение другим населением. В качестве примера я возьму Гваделупу (французский остров в Карибском море) или Французскую Гвиану, где коренное население практически исчезло", — заявил Рок Хаокас, лидер профсоюза канакских рабочих USTKE.
Собственно, это и стало причиной взрыва. Погибли 6 человек. По всему острову горят машины, магазины и государственные учреждения. Любопытный нюанс состоит в том, что в ходе протестов кроме флагов Новой Каледонии то и дело мелькают флаги Азербайджана, с которым у острова недавно — в апреле — подписан меморандум о сотрудничестве. В Париже тут же расценили это как поддержку сепаратизма со стороны Баку — мол, так Азербайджан отвечает на вмешательство Франции в дела Закавказья.
Премьер Атталь зазывает лидеров канаков в Париж — поговорить.
"Я приглашаю политических лидеров Новой Каледонии принять протянутую руку [Франции] и приехать в Париж для переговоров в ближайшие недели. Мир — это главное", — заявил Габриэль Атталь, премьер-министр Франции.
Стоит ли старейшинам канаков принимать приглашение во Францию, где они могут быть арестованы как сепаратисты? Вот вопрос. Сам французский премьер Атталь на остров почему-то не рвется.
"Способность вести плодотворный диалог абсолютно утеряна. В данный момент премьер-министр уже должен быть в Новой Каледонии", — заявил Оливье Фор, член Законодательного собрания Франции.
Как делается — известно с незапамятных времен: бунт обезглавливают, и затем власть наблюдает, что происходит — при необходимости топит восстание в крови. Видимо, именно с этой целью из метрополии на остров, находящийся в 17 тысячах километров, перебрасываются армейские подразделения и жандармы.
В субботу тень Макрона, наконец, мелькнула на радарах. Елисейский дворец сообщил, что президент ввел в Новой Каледонии военное положение. Но долго светиться на подобном фоне Макрон явно избегает — ему скоро Олимпиаду открывать, не самое удачное время для того, чтобы прослыть палачом свободы. В МОК уже отправлен запрос об отстранении сборной Франции от участия во всемирном празднике спорта. То есть для Парижа, на самом деле, все на тоненького с применением силы.
И наоборот — удачный момент для тех в мире, кто хочет дальнейшей деколонизации Франции. А почему, собственно, нет? Они же мечтают о деколонизации России.
"Есть много наций, которые являются частью России. Если бы было больше маленьких государств, то это не так уж и плохо. Не так плохо, если большая держава станет намного меньше", — заявила Кая Каллас, премьер-министр Эстонии.
На бесконечных соревнованиях по русофобии премьер Эстонии Каллас всегда в призерах. На неделе власти этой страны запретили детсадам и школам русскоязычной Нарвы преподавание предметов на родном языке — с 1 сентября все переходят на эстонский. Что там с правами и свободами национальных меньшинств, институты Евросоюза вообще не волнует.
75-летие Совета Европы Брюссель отметил запретом вещания очередных российских СМИ — РИА Новости, "Российской газеты" и "Известий". Еще планировали принять резолюцию по Украине, признающую так называемую формулу мира Зеленского единственным вариантом урегулирования конфликта. Эта формула предполагает капитуляцию России на условиях Киева. То есть они хотели сжечь вообще все мосты к миру, но в очередной раз фитилек безумия притушила Венгрия.
"Настоящие мирные переговоры могут состояться только в том случае, если за столом переговоров будут сидеть все воюющие стороны. Сегодня Совет хотел принять резолюцию, в которой он хотел признать лишь план Зеленского формулой мира, которую стоит рассмотреть и поддержать. Это неприемлемо для нас. <…> Я попросил включить другие мирные планы в резолюцию Совета Европы. Это было отвергнуто большинством. Вот почему я наложил вето", — заявил Петер Сийярто, министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии.
В середине июня в Швейцарии Киев намеревается собрать то, что Зеленский и его люди называют "саммитом мира", что предполагает участие первых лиц государств, но большинство даже на Западе говорит просто о "мирной конференции". Саммита точно не получится — о неучастии в мероприятии на неделе сообщили президенты Бразилии и ЮАР — Лула да Сильва и Сирил Рамафоса. Может быть, пошлют каких-то представителей, но пока не точно. Все-таки тратить время на создание массовки — бессмысленно.
Так на эти затеи начинают уже и на Западе посматривать.
"Военно-политическая стратегия, направленная на военную эскалацию с Россией, которой следуют в Вашингтоне, Лондоне и в Брюсселе, не предлагает выхода из сложившейся ситуации", — заявил Джузеппе Конте, председатель Совета министров Италии в 2018–2021 годах.
Ситуация объективно складывается таким образом, что войну на истощение Украина не вытянет — она обернется для нее потерей очередных территорий, промышленной и энергетической инфраструктуры, и главное — новыми сотнями тысяч убитых и искалеченных граждан. На неделе было очень неожиданно услышать вот такие рассуждения от президента Чехии Петра Павла.
"Нужно быть реалистами. Наивно полагать, что Украина сможет полностью восстановить контроль над своими территориями в обозримом будущем. Россия не отдаст завоеванные территории. Нам нужно остановить войну и начать переговоры о мирном урегулировании конфликта. Может быть достигнут какой-то компромисс, однако он невозможен без участия Украины, России и других стран, которые выступят в роли гарантов соблюдения достигнутого соглашения", — заявил Петр Павел, президент Чехии.
Вот практически за такую же политическую позицию словацкий премьер Роберт Фицо получил несколько пуль в упор.
Но если так начинает говорить тот, кто хотел военной победы Украины еще три месяца назад в Мюнхене, кто собирал для нее снаряды по всему миру, значит, конструкция "стратегического поражения России" начинает крошиться. Правда, она может выглядеть целостно еще долго — по мнению бывшего канцлера Германии Шредера, до тех пор, пока краеугольные камни держат ее вес.
"Европа должна захотеть закончить эту войну. И Европа это не значит Дания и Бельгия, Европа это значит Франция и Германия в первую очередь. Я немного расстроен тем фактом, что оказываемую помощь Украине, которую я могу понять, никак не связывают с желанием и стремлением завершить войну. Этот вопрос должен стоять на повестке, вместо того чтобы постоянно дискутировать, кто должен выиграть, а кто должен проиграть. Это не продвинет нас вперед. И если мы заглянем в историю прошлого или позапрошлого века, то мы увидим, что представления, что Россию можно поставить на колени военным способом, всегда шли наперекосяк", — заявил Герхард Шредер, бывший канцлер ФРГ (1998–2005).
Собственно, сейчас эти военные представления и планы идут тем же путем — след в след, к той совсем уж экстремальной форме, которую нельзя описать словом "наперекосяк", — для которой нужно подбирать более сильное определение.
Не проходит и недели, чтобы канцлер Шольц где-нибудь не повторил зазубренную мысль о том, что Запад будет поддерживать Украину столько, сколько потребуется. Но на фоне успехов российской армии эта максимума начинает местами давать сбой, поэтому предстоящее собрание в Швейцарии может оказаться даже полезным — для того чтобы глупость Запада стала очевидна всем, и для понимания того, что без России в этом мире почти или вообще ничего не делается.