Выставка "Впечатляющая красота. Пишущие машинки Бориса Замарина" – в Музее декоративного искусства
Не обращали внимания на то, что пишущие машинки мы именно так всегда называли, не машина, а "машинка", уменьшительно ласкательная форма. А заметили, что в русском языке нет мужской формы существительного "машинистка"? Машинист – это совсем другое. Нет, за машинкой мы всегда готовы были видеть только женщину. Так и было, всегда и везде! Исходя именно из этого соображения фирма "Ремингтон" украшала свои первые машинки изображениями цветочков, эта фирма первой приступила к серийному производству пишущих машинок. Такой "Ремингтон", с цветочками, один из первых, есть на выставке, которая открылась на этой неделе во Всероссийском музее декоративного искусства "Впечатляющая красота. Пишущие машинки Бориса Замарина". Демонстрируется частная коллекция.
Выставка напомнит и даже даст послушать пьесу американского композитора Лероя Андерсона для пишущей машинки с оркестром, напомнит о песне Александра Галича, где есть строчка "Эрика берёт четыре копии" – Эрики на этой выставке тоже есть, конечно, немецкая Эрика была идеальной для подпольного советского самиздата!
Свидетель творческих взлетов и трагических жизненных ситуаций, хранитель тайн – от любовных до государственных – всё это пишущая машинка, рассказывает коллекционер Борис Замарин. Для новой выставки в Музее декоративного искусства он и его единомышленники подготовили несколько десятков таких устройств. Начинается экспозиция с истории изобретателя Кристофера Шоулза. В 1868 году он запатентовал пишущую машинку, которой позже заинтересовалась фирма "Ремингтон". Интересно, что эта же компания занималась изготовлением оружия и швейных машинок. "Можно было совместить механизмы швейной машинки с данной печатной. От швейной машинки здесь есть колесо и ремённая передача, которая работала с педалью, чтобы было движение каретки", – поясняет коллекционер Борис Замарин.
Рядом с "Ремингтоном" первая художественная книга, напечатанная на этой машинке – "Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Авторы экспозиции подбирали её таким образом, чтобы заинтересовать и взрослых, и детей. Экспозиция состоит из трех разделов – первый посвящен устройству пишущей машинки, второй – дизайнерским и инженерным решениям, благодаря которым производство было усовершенствовано, и в финале посетителям предлагают самим сесть за клавиши. В должностных инструкциях машинисток в СССР прописывали скорость печатания – не менее 200 ударов в минуту. Тем, кто сегодня не мыслит жизни без компьютера, трудно представить, как люди работали за этими аппаратами. "Ощущения очень необычные: звуки, тактильность, и, конечно, разговоры. Изучая это устройство сейчас достаточно сложно", – делится посетитель выставки Артем Терещенко.
Чтобы научить пользоваться пишущими машинками детей, в 1930-х годах в США создали специальную клавиатуру с картинками. "Принцип очень простой, ребенку надеваются колечки, которые здесь представлены с изображением животного, также нанесены изображения животных на клавиатуре печатной машинки", – рассказывает коллекционер Максим Суравегин.
Узнать на выставке можно и несколько интересных деталей из биографии изобретателей. Например, аппарат, названный в честь Преподобного Томаса Оливера. Он создал и запатентовал печатную машинку, мечтая сделать записи церковных проповедей более разборчивыми. А миниатюрный аппарат, названный "Стравигором", был придуман композитором Игорем Стравинским для разлиновки нотного стана. Датируется стравигор 1911 годом, а спустя ровно 100 лет в мире закрылась последняя фабрика по выпуску пишущих машинок, расположенная в Индии, и теперь пишущие машинки живут только как арт-объекты.