21 мая 2024, 15:51 21 мая 2024, 16:51 21 мая 2024, 17:51 21 мая 2024, 18:51 21 мая 2024, 19:51 21 мая 2024, 20:51 21 мая 2024, 21:51 21 мая 2024, 22:51 21 мая 2024, 23:51 22 мая 2024, 00:51 22 мая 2024, 01:51

Выставка фламандского искусства XVII века – в Петербурге

  • Выставка фламандского искусства XVII века – в Петербурге
  • Картинка
    Выставка фламандского искусства XVII века – в Петербурге
  • Выставка фламандского искусства XVII века – в Петербурге
Эпоха великих географических открытий, процветания и золотой поры фламандской живописи – всё это художники изображали на своих полотнах.

Выставка фламандского искусства открылась в Эрмитаже. Ядро экспозиции – работы Франса Снейдерса и его современников. Всего 70 полотен, в том числе из частных коллекций. Процветание, благополучие и изобилие – всё то, что называлось в XVII веке "искусством жить", воплотилось в картинах и изящных предметах. Репортаж Дмитрия Ясковского.

Эту выставку в Эрмитаже назвали одним из главных событий года и, чтобы подчеркнуть торжественность момента, открывали ее на ступенях Иорданской лестницы. Чтобы погрузить зрителя в эпоху Рубенса в Николаевском зале воссоздали атмосферу вольнолюбивой Фландрии XVII века. Деревянные конструкции, напоминающие интерьеры католического храма, колеблющиеся отблески свечей помогают посетителям совершить путешествие во времени. "Сегодня Эрмитаж напоминает всем, что такое Эрмитаж. Это и есть музей с громадными картинами и золотыми рамами. Получилось рассказать о Фландрии, но с большой выдумкой", – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Ключом к выставке стала картина, написанная двумя титанами – Франсом Снейдерсом и его учителем Питером Паулем Рубенсом. Она передаёт творческие взаимосвязи художников Возрождения. "Рубенс пишет свой дом, тот каким его строит в Амстердаме, такое итальянское палаццо, и Франс Снейдерс завершает это двумя великолепными, очень тщательно написанными гирляндами", – рассказал зав. отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин. Проживший два года в Италии Снейдерс впитал жизнелюбие и гедонизм южной Европы. Свои картины он именует, просто перечисляя предметы, например, "Фрукты в чаше и разрезанная дыня". "Повар у стола с дичью" или "Рыбная лавка".

Выставка в Эрмитаже показывает, на каком историческом фоне развивалось искусство того времени. Эпоха великих географических открытий привнесла в жизнь новые предметы. Заморские диковины вошли в дома богатых горожан и стали роскошью, которую художники принялись изображать на своих полотнах. "Самыми показательными и массовыми предметами были изделия из китайского фарфора, которые, конечно, Европа не знала еще, и эти предметы мы подобрали по аналогии с тем, что представлено на картинах", – подчеркнула хранитель коллекций прикладного и ювелирного искусства Китая Государственного Эрмитажа Мария Меньшикова.

Сочетание цветов, фруктов и предметов на картинах часто скрывало аллегорический смысл. Сам жанр, который в переводе означает "мертвая природа" рождает сразу множество философских ассоциаций. "Натюрморт – это смерть, которая дает другим радоваться жизни. Это радость жизни. Все это вместе напоминание о смерти "Memento mori" – все это навсегда исчезнет. Это роскошь Фландрии, противостоящая псевдо скромности Голландии, протестантство и католичество", – прокомментировал Михаил Пиотровский. Гастрономические ассоциации не мешают восприятию сегодняшнего зрителя. Его поражает не столько изобилие даров природы, сколько мастерство художников эпохи возрождения.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация