Как учат актерскому мастерству в Театральной школе Олега Табакова
Учеников этой школы ищут по все стране. И подобных средних учебных заведений в России нет. Школа Олега Табакова отмечает 15-летие. Анна Шустер увидела, как прививают азы актерской профессии.
Набор – раз в два года, и только 24 из трех с половиной тысяч абитуриентов проходят конкурс и входят в эти двери. География поступивших – от Калининграда до Хабаровска. Школа Олега Табакова регулярно устраивает отборочные туры не только в Москве, но и в регионах, ведь как говорил Олег Павлович: "Театр нуждается в самородках из глубинки". Чтобы талантливые юноши и девушки имели доступ к образованию, независимо от финансов и расстояний, прямо в здании школы оборудовали жилой блок и столовую. И питание, и проживание абсолютно бесплатны для студентов на протяжении всех пяти лет учебы. Так было с самого основания в 2009 году. А вот что за эти 15 лет изменилось – это система обучения. Если раньше школа Табакова имела статус колледжа, теперь она вышла на новый – экспериментальный – уровень.
Суть эксперимента в том, что поступающие после 9-го класса в школу Табакова студенты теперь получают не диплом колледжа, а диплом о высшем образовании. Для этого программу за 10–11-й классы интегрировали в вузовскую. Педагоги уверены, что раннее образование необходимо, чтобы актеры увереннее чувствовали себя в профессии. Наряду с актерским мастерством, сцендвижением, вокалом здесь преподают несколько необычных предметов. Этот называется "Этика и этикет". Еще одна дисциплина, введенная в учебную программу как обязательная, – игра на барабанах.
Станиславский писал: "Основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природным дыханием". Но как научить ритму не в переносном, а в прямом смысле? Особенно если до поступления молодой человек никогда не держал в руках барабанные палочки. На помощь приходят образы. "Преподавание игры на барабанах, на ударных инструментах, здесь в корне отличается от музыкальных учебных заведений, потому что совершенно другие люди, другая структура мышления", – поясняет педагог по перкуссии Московской театральной школы Олега Табакова Евгений Рябой.
"Сидишь, играешь Led Zeppelin, и Евгений Михайлович говорит, как только что: "Что ты гладишь тарелки? Ты играешь рок!" – и атмосфера такая создается, и ты тыц-тыц, бах!" – говорит студент Московской театральной школы Олега Табакова Виктор Веряскин.
А первокурснице Александре Кутафьевой из Ижевска на вступительных экзаменах пришлось не только ритмично танцевать, но и свистеть. Этому Сашу научил папа. "Он почему-то классе в пятом сказал: "Саш, тебе это пригодится". На турах Владимир Львович за это зацепился и сказал: "Сможешь ли ты пересвистнуть меня?". И мы пару минут играли", – признается студентка Московской театральной школы Олега Табакова Александра Кутафьева.
А это урок танца. Трижды в неделю будущие артисты начинают утро с хореографии и стрейтчинга. Интересно, что на первых порах сложнее, чем освоить танцевальные па, научиться честно смотреть на себя в зеркало. "Тебе нужно видеть не всё прекрасное в себе, а наоборот, именно свои изъяны. Основная задача по любому предмету в этой школе – научить детей учиться всю жизнь!" – считает педагог по танцу Московской театральной школы Олега Табакова Екатерина Масалкова.
А это фрагмент урока с художественным руководителем школы Владимиром Машковым. Сокровенные советы о самом важном в профессии, которые он дает ребятам, обычно остаются за кадром, между собой они много раз перескажут их друг другу. Одна из фраз, которую будут повторять: театр – то редкое место, где всегда живо чудо.