Еврейский музей открывает выставку-путешествие по книге Марка Шагала
"В ожидании чуда" выставку-путешествие по книге Марка Шагала "Моя жизнь" открывает Еврейский музей и центр толерантности. В экспозиции отражены наиболее важные фрагменты ранней биографии художника: от родительского дома в Витебске до парижской мастерской. Юлия Струкова прогулялась по экспозиции.
"Корыто – первое, что увидели мои глаза", – пишет Марк Шагал в романе "Моя жизнь". И вот под колыбельную на идише раскачивается корыто-люлька. Картины художника из частных коллекций, его тексты здесь вместе с интерактивными инсталляциями, которые можно трогать – во всё можно играть. И это ли не чудо? "Рождение человека, мысли, идеи являются большим чудом. Мы шли от этого чуда. Чуда иметь семью, быть счастливым в семье. Чудо места, где ты родился", – отметила куратор выставки, директор отдела детских программ Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая.
Можно оказаться на крышах домов Витебска, родного города Шагала, одновременно "грустного и веселого", в рыбной лавке отца художника, на улицах и во дворах с животными, которых множество на его картинах. Здесь они превращаются в актёров теневого театра. На бледном лице сияют глаза. Только открыть окно – и она здесь. А с ней лазурь, любовь, цветы. Это о Белле, жене Шагала, которая парит на его картинах. Тут она в его парижской мастерской, в которой работал почти без сна. И именно Франция сделала Шагала мировой знаменитостью. В шумный парижский мир с его кафе, театром и цирком заходим через дверь в шкафу. Примеряем цирковые костюмы, жонглируем, пытаемся понять стилистику Шагала. Работа художников выставки – оммаж его творчеству. "Конечно, комплексы перед Шагалом. Мы не использовали ни одного изображения Шагала. Сохраняя стилистику и глядя на его образы, мы всё равно рисовали своё", – поделилась архитектор выставки Алла Николаева.
Графику и живописные работы Шагала дополнили произведениями Натана Альтмана и Григория Ингера. Все провели детство в еврейских местечках. "Если говорить об Альтмане, может быть, он меньше с ностальгией. Для него детство остаётся главной точкой притяжения и таким объектом воспоминаний, собственно говоря, как у Шагала. Ему было за 60 лет, он начинает цикл, самый пронзительный, наверное, цикл в его работе – "Моё детство", – рассказала главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Гадас.
Начиналось всё с детства в Витебске, а заканчивается "Витебском небесным". Если посмотреть на себя в зеркало под этими небесами, кажется, будто паришь в воздухе.