В Суздале открылась выставка, посвященная тысячелетней истории города
"Русский феникс. Суздальская земля". Новая выставка приурочена к тысячелетию первого упоминания в летописях Суздаля – города, знавшего как времена расцвета, так и периоды разорения, после которых он неизменно возрождался из пепла. Анна Шустер осмотрела экспозицию.
Это первый совместный проект Музеев Московского Кремля и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В Суздальский Кремль доставили более 200 сорока бесценных предметов, которые напоминают, почему город можно сравнить с птицей-фениксом. "Несмотря на татаро-монгольские нашествия и другие сложные препятствия, которые возникали в истории нашей страны, культура наша
имея уникальный код. Она всегда возрождается и создает новые шедевры! Именно это основной посыл нашей выставки!", – отметила генеральный директор Владимиро-Суздальского заповедника Екатерина Проничева.
Валы Суздальского Кремля насыпаны на рубеже X-XI веков. Спустя тысячелетие ему был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выставка проходит в Крестовой и Трапезной палатах. Они входят в архитектурный комплекс, который формировался с XV по XVIII века. Важную роль в экспозиции отвели окнам, за ними спрятаны витрины с экспонатами. Идея повторить арочными витринами с экспонатами форму окон и сводов Кремля принадлежит архитектору Сергею Мешалкину. "Окно – по сути и есть аллюзия встречи с предметом. Там мы расположили иконы и различные предметы культа, на которые хотелось сформировать впечатление и фокус", – рассказал главный архитектор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Мешалкин.
Начинается экспозиция с фрагментов капители из Успенского собора Владимира. Оттуда же маска льва. А этот фрагмент женской маски в XII веке украшал Рождественский собор в Боголюбове. Знаменита Суздальская земля была не только белокаменным зодчеством. Еще один символ расцвета этого края в домонгольский период — серебряное дело. Украшения в техниках скань, ковка, гравировка носили суздальские женщины. Серебром украшен и этот шлем. "Это один из древнейших археологических шлемов, скорее всего западно-европейской работы, который был найден здесь. По-видимому, он принадлежал отцу Дмитрия Донского", – поделилась генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Датируют предмет концом XII — началом XIII века. Это был "золотой век" Суздальской земли. Владимиро-Суздальские мастера осваивали византийские художественные традиции. Тогда же была написана икона "Спас Златые власы". Христос представлен здесь одновременно как страстотерпец и как триумфатор – победитель смерти. Рядом экспонаты, напоминающие об опустошении Руси войсками хана Батыя. Но за упадком пришло возрождение. Его множественные иллюстрации в этих витринах.