О фильме "Игра королевы"
Генрих VIII со своими жёнами, как известно, не церемонился. Жен у него было шесть, две закончили жизнь на плахе. Чтобы их всех запомнить, строго по порядку, британские школьники учат считалку, она звучит очень похоже на нашу, про глаголы исключения во втором спряжении: гнать, держать терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть. А у них считалка звучит так: divorced, beheaded and died, divorced, beheaded, survived. Переводится так: разведена, обезглавлена, умерла, разведена, обезглавлена, пережила. Так вот та последняя, шестая, единственная, которая его, Генриха, пережила – Екатерина Парр. Она была женщиной в своем роде выдающейся. О ней подробно рассказывает фильм "Игра королевы". Публике он был представлен на прошлом Каннском международном кинофестивале, теперь вот добрался до нас.
Последние месяцы жизни короля Генриха VIII. Дионисийские пиры и празднества, безумие придворных развлечений и паранойи. Карим Айнуз ловко погружает нас в эпоху: и дело здесь не в деталях: клаустрофобическое пространство королевского замка, который стал для всех тюрьмой или клеткой с безумным диким животным, агрессивным и беззащитным одновременно. Кэтрин Парр находит здесь свой уголок и пытается затеять свою собственную игру. "Мне было интересно сделать этот фильм, основанный на истории, которую так хорошо знают в Англии. Увы за пределами Туманного Альбиона мало кто знает о Кэтрин Парр. Кто она? Что она дала своей стране?", – признается режиссёр (Бразилия) Карим Айнуз.
Джуд Лоу воплотил на экране образ короля-психопата. И сделал это так, что временами отодвигает главную героиню на второй план. Нога Генриха VIII разлагается изнутри, лечение не приносит должных результатов, и по замку он ковыляет словно живой мертвец. В свое окружение он вселяет отвращение, благоговение и, разумеется, страх. Для этой роли Джуд Лоу заказал у своего парфюмера аромат с нотами крови, гноя, пота и фекалий, а так же розового масла, которым пользовался король. Невыносимую вонь должны были чувствовать на съемочной площадке все. "Для меня король Генрих VIII – почти что мифическая фигура. Такой злодей из сказки, и мне нравится подход Карима, который заключается в том, чтобы очеловечить эту фигуру и докопаться до его сокровенных чувств", – рассказывает актёр (Великобритания) Джуд Лоу.
В свою очередь Екатерина Парр в исполнении Алисии Викандер вовсе не жертва обстоятельств, но и не пламенная революционерка. Ее оружие – мудрость. Поклонница реформаторских идей, распространяемых в том числе ее подругой детства Энн Аскью, Екатерина старается использовать свое положение и влияние на мужа без радикальных жестов, медленно, но верно. "С одной стороны, она выжила. Поэтому ее история не столь интересна. Но с другой стороны, я нашла много поразительных фактов из ее биографии. Например, она была официально первой женщиной в британской истории, которая печатала публикации под своим именем, а не под псевдонимом", – делится актриса (Швеция) Алисия Викандер.
Минимальная и сдержанная выразительность каждого кадра – инструмент с помощью которого Айнуз создает атмосферу фильма. Изменение настроение героини передается через ритм ее дыхания. Взволнованного, спертого, а иногда легкого и непринужденного. Контроль над собой Екатерина Парр не теряет никогда. Джуд Лоу: "Одежда в этом фильме – знак власти, поэтому она такая громоздкая и такая роскошная. Но все костюмы в ленте функциональны. Мы буквально могли жить в них и мне помогло это подготовиться к роли". У Карима Айнуза получился фильм о выживании, среди королевского двора, внутри семьи. Чужой среди своих. Тихий протест, а не смирение. Работа ума против истеричных выпадов. А на какую жертву можно еще пойти ради того чтобы сыграть в свою игру на чужом поле?