О формировании современного облика Вечного города рассказывает выставка в Пушкинском музее
"Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко". Первым кураторским проектом Елизаветы Лихачевой, нового директора Пушкинского музея, стала выставка об архитектуре Вечного города. В основу экспозиции легла коллекция старинных гравюр – её изучила Ольга Енина.
Рим как феномен сформировался к середине XVIII века и тогда же появляется главный его поэт – Джованни Баттиста Пиранези. Мастер офорта играл с ракурсами, масштабами старался в своих гравюрах выделить смысловые акценты архитектуры города. "Типичный Рим – античный мост, гробница Адриана, которая стала замком Святого ангела, там Собор Святого Петра с куполом Микеланджело, мы тут видим разные эпохи. В целом единый ансамбль", – отметил научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа, куратор выставки Александр Конев.
Над этой серией Пиранези работал всю жизнь, постепенно уходя от центра города к окраинам. Заглянуть чуть глубже в историю города позволяют работы Амброджо Брамбиллы, посвященные архитектурным начинаниям папы Сикста V. "Триумфальная колонна в честь римских императоров, которые некогда увенчивали скульптурные изображения этих самых императоров, он заменяет их на скульптуры Святых – Святых Петра и Павла, покровителей города, также католический и античный Рим – Рим императоров в единое целое", – рассказал научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа, куратор выставки Василий Успенский.
В историю архитектуры вошло и передвижение обелисков. Это Сикст Пятый поручил архитектору Доменико Фонтане переместить Ватиканский обелиск в центр площади перед Базиликой. Когда-то привезённые из Египта трофеи стали указывать путь к христианской святыне. Создатели экспозиции предлагают не только проследить становление вечного города, но и увидеть Рим как произведение искусства, оказывающее влияние и на сегодняшних архитекторов. Большинство гравюр на выставке из коллекции современного архитектора Максима Атаянца, но коллекционером себя не считает – говорит, что графические листы нужны для работы. На стенах, как сам признаётся, только 10-я часть. Здесь Рим непарадный.
Позже Рим уже нарочито великолепный, опережающий время. "Бывало, что гравюры забегали вперёд и рисовали, известные только по проектам вещи, как будто бы они были осуществлены в действительности. Например, мощение, которое сделали только в 1930-х годах, причём, по этой гравюре", – рассказал архитектор, коллекционер, куратор выставки Максим Атаянц.
На выставке рассматривают период, когда Рим был самым изображаемым городом мира, его стремились запечатлеть художники разных стран. "Что такое Рим? Рим – это не просто мечта о городе, легенда о городе, это образец, по которому развивалась цивилизация последние 400 лет. Очень серьёзно влияет на русскую культуру, не только в части того, что русские художники начинают рисовать Москву и Петербург и другие русские города, как это делают художники иностранные, рисуя Рим", – подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки Елизавета Лихачёва. Впервые в экспозиции собраны вместе все четыре живописных полотна Бернардо Беллотто, посвящённых Риму. В 1930-х картины разделили между тремя музеями – Пушкинским, Дальневосточным и Нижегородским.