17 июня 2024, 18:17 17 июня 2024, 19:17 17 июня 2024, 20:17 17 июня 2024, 21:17 17 июня 2024, 22:17 17 июня 2024, 23:17 18 июня 2024, 00:17 18 июня 2024, 01:17 18 июня 2024, 02:17 18 июня 2024, 03:17 18 июня 2024, 04:17

О формировании современного облика Вечного города рассказывает выставка в Пушкинском музее

  • О формировании современного облика Вечного города рассказывает выставка в Пушкинском музее
  • Картинка
    "Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко"– новый кураторский проект Елизаветы Лихачевой
  • О формировании современного облика Вечного города рассказывает выставка в Пушкинском музее
Впервые в экспозиции собраны вместе все четыре живописных полотна Бернардо Беллотто, посвящённых Риму.

"Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко". Первым кураторским проектом Елизаветы Лихачевой, нового директора Пушкинского музея, стала выставка об архитектуре Вечного города. В основу экспозиции легла коллекция старинных гравюр – её изучила Ольга Енина.

Рим как феномен сформировался к середине XVIII века и тогда же появляется главный его поэт – Джованни Баттиста Пиранези. Мастер офорта играл с ракурсами, масштабами старался в своих гравюрах выделить смысловые акценты архитектуры города. "Типичный Рим – античный мост, гробница Адриана, которая стала замком Святого ангела, там Собор Святого Петра с куполом Микеланджело, мы тут видим разные эпохи. В целом единый ансамбль", – отметил научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа, куратор выставки Александр Конев.

Над этой серией Пиранези работал всю жизнь, постепенно уходя от центра города к окраинам. Заглянуть чуть глубже в историю города позволяют работы Амброджо Брамбиллы, посвященные архитектурным начинаниям папы Сикста V. "Триумфальная колонна в честь римских императоров, которые некогда увенчивали скульптурные изображения этих самых императоров, он заменяет их на скульптуры Святых – Святых Петра и Павла, покровителей города, также католический и античный Рим – Рим императоров в единое целое", – рассказал научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа, куратор выставки Василий Успенский.

В историю архитектуры вошло и передвижение обелисков. Это Сикст Пятый поручил архитектору Доменико Фонтане переместить Ватиканский обелиск в центр площади перед Базиликой. Когда-то привезённые из Египта трофеи стали указывать путь к христианской святыне. Создатели экспозиции предлагают не только проследить становление вечного города, но и увидеть Рим как произведение искусства, оказывающее влияние и на сегодняшних архитекторов. Большинство гравюр на выставке из коллекции современного архитектора Максима Атаянца, но коллекционером себя не считает – говорит, что графические листы нужны для работы. На стенах, как сам признаётся, только 10-я часть. Здесь Рим непарадный.

Позже Рим уже нарочито великолепный, опережающий время. "Бывало, что гравюры забегали вперёд и рисовали, известные только по проектам вещи, как будто бы они были осуществлены в действительности. Например, мощение, которое сделали только в 1930-х годах, причём, по этой гравюре", – рассказал архитектор, коллекционер, куратор выставки Максим Атаянц.

На выставке рассматривают период, когда Рим был самым изображаемым городом мира, его стремились запечатлеть художники разных стран. "Что такое Рим? Рим – это не просто мечта о городе, легенда о городе, это образец, по которому развивалась цивилизация последние 400 лет. Очень серьёзно влияет на русскую культуру, не только в части того, что русские художники начинают рисовать Москву и Петербург и другие русские города, как это делают художники иностранные, рисуя Рим", – подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки Елизавета Лихачёва. Впервые в экспозиции собраны вместе все четыре живописных полотна Бернардо Беллотто, посвящённых Риму. В 1930-х картины разделили между тремя музеями – Пушкинским, Дальневосточным и Нижегородским.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация