МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля "Дамасобачка"
МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля "Дамасобачка". Это второй театральный опыт кинорежиссёра Алексея Мизгирёва, он же сделал авторскую инсценировку чеховского рассказа, сместив главных героев на второй план. Зачем – узнала Яна Музыка.
Самый знаменитый рассказ Чехова – это всего несколько страниц текста. Чтобы превратить их в спектакль режиссёр Алексей Мизгирёв нашёл решение, как вывести на сцену героев, которые упоминаются лишь вскользь. Зрители присутствуют на сеансе психотерапии. Такая форма задаёт особое актёрское существование. Исповедальность, предельная откровенность. Ведь говорят о самом больном. Алексей Мизгирёв сам написал инсценировку, придумал иной сюжетный разворот. На 90% со сцены звучит текст Чехова.
"Не было принципиального желания изобретать что-то новое, не было желания бороться с Чеховым. Было желание услышать, про что там было написано этим автором. Поскольку он глубокий, то эта глубина, она позволила и такое отношение к материалу. Которое, мне кажется, не оскорбляет этот материал, а в общем к нему даже относится с большим вниманием и пронзительностью", – отметил режиссер Алексей Мизгирёв. Режиссёр уточняет, что сегодня многим явлениям даны точные названия – токсичность, абьюз, травма. 125 лет назад этих терминов не было, но по сути Чехов писал именно об этом. Три месяца разбора и репетиций для актёров тоже стали своего рода групповой терапией.
"Мы сидели нашей небольшой компанией из пятерых и "терапировали" друг друга и себя. Потому что сколько было вопросов, сколько было поиска, сколько было мучений, сколько было тупиков", – вспомнила заслуженная артистка России Дарья Юрская. Историю адюльтера Алексей Мизгирёв прочитывает не как драму, а как трагедию. Главная тема его спектакля – отчаяние. "К чему это может привести, когда ты не можешь разрушить то, что уже отжило себя. И продолжаешь всё глубже уходить в компромиссы, который один за другим наслаиваются и как это может тебя разрушать и твоего партнёра", – рассказал актер Сергей Волков,
В финале спектакля главные герои заново проживают свою историю. Арбуз, который упомянут Чеховым в рассказе, тут – многозначная метафора. За несколько минут образ звонкого счастья, становится знаком чувственности и символом мучительной смерти. "Это все живое, особенно красная мякоть как кровь, что добавляет болезненность, тягостность того, что произошло", – подчеркнула актриса Полина Романова. Первые зрители спектакля в образе психотерапевта увидели самого Чехова. Ведь есть мнение, что он своим героям не симпатизировал, был с ними очень жесток и буквально препарировал.