Премьера в Театре Российской армии
Премьера в театре Российской армии. Пластическим спектаклем "Предсказание" отмечают 225 лет со дня рождения Александра Пушкина. В основе – фрагменты его текстов и документальный материал: по свидетельствам современников, гадалка предсказала поэту гибель на дуэли. Анна Шустер продолжит.
За кулисами атмосфера праздника, в зале собираются зрители. Впереди спектакль, поставленный мастером пластической драмы Марией Шмаевич. Декорации к спектаклю минималистичны. Свет приглушён. Ставку режиссёр делала не на спецэффекты, а на поэтичность языка и постоянные перевоплощения артистов. Под музыку альта на сцене рисуют образы тех, кто когда-то знал поэта лично. В спектакле звучат воспоминания современников Пушкина, его стихи, фрагменты "Выстрела", "Евгения Онегина", "Египетских ночей". Людмила Чурсина как будто листает страницы книги жизни. Она же воплощает в себе образ гадалки, которая, согласно воспоминаниям друзей поэта, предсказала его гибель на дуэли за много лет до страшной трагедии. Рассуждая о жизни и смерти, что такое судьба и можно ли её изменить, Чурсина вспоминает ещё одного поэта – Михаила Лермонтова. Его строки также звучат в постановке. "Печальный демон – дух изгнанья. Это уже моя личная такая. Мне режиссёр позволила. Поэтому, я надеюсь, всё равно чем больше о гениях нашей земли будут узнавать, кто придёт зритель, юные, школьники – им это полезно будет", – признается народная артистка СССР Людмила Чурсина.
Каждый артист играет по несколько ролей. А композитору спектакля Илье Баранову пришлось решать на сцене одновременно и музыкальные задачи, и драматические. "Где-то мы все Пушкины. У нас такая история. Где-то мы все Вяземские. Т.е. у нас идёт разделение по локациям, но это один человек", – поясняет композитор Илья Баранов. Важную роль в спектакле играют и рисунки, которые становятся декорациями. "Это что-то от Пушкина опять же, какие-то его порисовочки на полях были. И я тоже оттуда брала. Что-то такое озорное – то, что было в его характере", – рассказывает художник Микеля Шмаевич.
От характера и жизненных историй к творческим поискам: главным смысловым стержнем пластической драмы режиссёр делает неоконченное произведение Пушкина "Египетские ночи", где герои размышляют о природе вдохновения и положении творца в обществе. "Пушкин прекрасный, Пушкин невероятный. Но это правда так. Когда ты начинаешь погружаться в него, ты понимаешь, что это какая-то невероятная глыба. И она тебя делает лучше, чище, прекраснее", – говорит режиссёр Мария Шмаевич. Проживая стихи Александра Сергеевича, мы лучше начинаем понимать и себя, и окружающих – говорит режиссёр. Оттолкнувшись от содержания, она ищет форму, точно отражающую смыслы, и ответ на эти поиски не один.