Закрытие 81-го концертного сезона МГАСО
В праздничной программе прозвучат произведения двух великих российских композиторов, которых разделяет полвека, но объединяет стремление создать национальную симфоническую музыку с фольклорным колоритом и мотивами.
Первое отделение программы посвящено музыке Сергея Прокофьева, в которой композитор воплотил своё видение русского национального стиля.
Уральская рапсодия из балета "Сказ о каменном цветке" – один из примеров обращения Прокофьева к сказочной тематике. Идею балета на сюжеты уральских сказок предложил балетмейстер Леонид Лавровский. Композитора всегда привлекал прекрасный Урал, богатый подземными сокровищами. Прокофьев хотел воплотить в музыке красоту Урала и его предания. Балет стал своеобразной "лебединой песнью" композитора – и в день смерти он работал над партитурой "Сказа о каменном цветке". Премьера блистательной танцевальной сказки на сцене Большого театра прошла уже после ухода композитора в 1954 году. Музыкальные образы балета оказались настолько яркими, что некоторые из номеров обрели собственную жизнь на концертной сцене.
Дирижёр Антон Шабуров: "Для меня, как для уральца, уроженца Екатеринбурга, балет Сергея Прокофьева "Каменный цветок" это, безусловно, очень особенное и дорогое сочинение. И в небольшой, но красочной "Уральской рапсодии" из этого балета Сергей Сергеевич поразительно точно смог ухватить дух, характер, атмосферу "горнозаводского Урала", поэтому я стараюсь пропагандировать эту музыку при первой возможности.".
Прокофьев обновил образный и стилистический строй музыкального искусства, не порывая с традициями классической музыки. Концерты Прокофьева для фортепиано с оркестром играют огромную роль в мировой пианистической литературе, и в становлении композитора как мастера. Именно ранние фортепианные концерты обозначили наступление творческой зрелости Сергея Сергеевича. Главным творческим ориентиром Прокофьева при создании первых фортепианных концертов стал Бетховен. Третий концерт для фортепиано с оркестром является одним из наиболее часто исполняемых произведений в наследии Прокофьева. Работа над произведением длилась около пяти лет, начавшись еще в России в канун Октябрьской революции и сообщив Концерту могучий динамизм эпохи, полной волнений. Закончен концерт был уже в эмиграции: Прокофьев работал над партитурой в тихом местечке Рошле на Атлантическом побережье Бретани. Русский национальный стиль выражен в концерте темпераментно, поэтически одухотворенно, и в то же время ново и свежо.
Премьера произведения прошла в Чикаго в 1921 году. Первые слушатели посчитали Концерт слишком новаторским и футуристическим, но затем сочинение покорило сцену Нью-Йорка, Парижа и Лондона. Затем Концерт был исполнен и в СССР, в том числе и самим автором во время его приезда в 1927 году.
В архиве Прокофьева сохранилось стихотворение К. Бальмонта "Третий концерт", написанное в Рошле под впечатлением первых авторских исполнений, как попытка пересказать средствами поэзии услышанное поэтом содержание концерта:
"Ликующий пожар багряного цветка.
Клавиатура слов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками.
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс.
Ведут гавот века,
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами,
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый утончен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете
И в бубен солнца бьет непобедимый скиф."
Вместе с МГАСО Третий концерт Прокофьева исполнит лауреат престижных конкурсов Сергей Давыдченко.
Во втором отделении программы прозвучит Симфония № 2 Петра Ильича Чайковского. Язык инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекал Чайковского свободой выражения многообразного мира идей, чувств и настроений. Каждая симфония Чайковского – это особая Вселенная образов и переживаний.
Дирижёр Антон Шабуров: "Яркая, самобытная, наполненная фольклорным колоритом и очень жизнерадостная Вторая симфония Петра Ильича Чайковского, – это моя очень большая и очень давняя любовь. Ещё когда я был студентом Свердловского музыкального училища, мы исполняли Скерцо и Финал из этой симфонии студенческим оркестром, и уже тогда незатейливая, но зажигательная мелодия украинской народной песни "Журавель" мне запомнилась и полюбилась. Как дирижёр я несколько раз исполнял эту симфонию с разными оркестрами, но особенно дорого мне исполнение, состоявшееся в марте 2022 года в румынском городе Тыргу-Муреш с местным филармоническим оркестром. В тот момент казалось, что абсолютно все мосты между Россией и Европой рушатся окончательно, но то, что Вторая симфония Чайковского в тот вечер прозвучала, вселило в меня надежду, что музыка ещё не утратила способность объединять людей."
Вторая симфония была написана летом 1872 года, когда Чайковский гостил в украинском имении Каменка, у родственников сестры. В финале звучит знаменитая украинская песня "Журавель", поэтому позднее симфония получила название "Малороссийской" или "симфонии с журавлем". До публичной премьеры Чайковский показал финал симфонии в Петербурге членам Могучей кучки и сочинение имело огромный успех. Сам композитор вспоминал: "Честь этого успеха я приписываю не себе, а настоящему композитору означенного сочинения – Петру Герасимовичу (буфетчику в усадьбе Каменки), который в то время, как я сочинял и наигрывал "Журавля", постоянно подходил и подпевал мне". Финал Второй симфонии – одно из великих творений симфонизма Чайковского, выражающее юмор, оптимизм и продолжающее традиции симфонической оркестровки народных песен, начатых еще "Камаринской" Глинки. Премьера Второй симфонии состоялась в 1873 году в Москве.