Театр Станиславского и Немировича-Данченко закрывает сезон премьерой оперы "Русалка"
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко завершает "сезон русских опер" премьерой редко исполняемого сочинения. "Русалку" Даргомыжского по неоконченной драме Пушкина поставил Александр Титель. Актуальную во все времена социальную драму увидела Дженнет Арльт.
Режиссер-постановщик оперы Александр Титель не стал заигрывать с современностью, но изменил структуру повествования – опера начинается с пятой картины. В самом начале спектакля зритель сразу узнаёт исход трагической истории: дочь мельника Наташа, не выдержав предательства возлюбленного, бросилась в реку, обратилась Русалкой и задумала отомстить. "Русалка" лишена яркой оперной пышности – костюмы преимущественно приглушенных тонов, декорации минималистичны. Черные, серые цвета – это и мутные воды Днепра, и общий эмоциональный фон – горечь утраты и мук совести, дымка воспоминаний. Время действия в тексте Пушкина мифическое, у композитора точных пометок о времени также нет. Подсказкой для постановщиков стала сама музыка Даргомыжского, созданная в середине XIX века. Место действия стало поиском метафор, которые подсвечивают, как жизнь главных героев потеряла все краски. Даже свадьба, ставшая причиной трагедии, больше напоминает траурную церемонию, чем весёлое застолье. "Какое-то обобщение цветовое, которое мы здесь себе позволили вывести. Из многоцветия в моноцвет... Мне казалось, здесь это правильно, потому что наша река стала более правдивой и более точной", – рассказал главный художник Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Арефьев.
Правду искал и сам композитор, искал её в звуке. Неслучайно история о Русалке, сказочный образ которой так привлекал романтиков, в музыке следует за реальностью и обретает всю широту вокальных номеров – городской романс, речитативы, народные песни, арии, дуэты, ансамбли. "Честно могу сказать, я не всегда с собой справляюсь, потому что, когда меня захлёстывают эмоции, меня иногда несёт. Несёт в том смысле, что я уже вот просто на разрыв", – признается солистка оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Елена Гусева.
Постановка Александра Тителя завязана на тесном переплетении театра музыкального и драматического. "Люди наступают иногда на те же грабли, а иногда возникают какие-то нюансы новые. Конечно, каждое новое поколение учится все равно на своём опыте, они заново проходят свои мытарства, свои страдания", – отмечает худрук оперной труппы, гл. режиссёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.