В Ясной поляне собрались почитатели творчества писателя
Театральный фестиваль "Толстой" проходит в эти дни в Ясной Поляне. Его главное событие – показ спектакля Александринского театра "Воскресение" по последнему роману писателя. Помимо классических постановок – спектакли в жанре перформанса или променада. Ксения Егорова делится впечатлениями.
Место, известное на всю Россию еще при жизни Толстого сегодня – повод для размышлений об укладе жизни. Кто-то отправляется буквально ногами по яснополянским тропам узнать, что такое "Утро помещика" и решить социальные проблемы конца XIX века. Для кого-то утро – время учить французский – у Толстого это тоже социальная тема, которую он пытался осмыслить. Галина Овчинникова, профессор Государственного университета просвещения, доктор филологических наук: "В правилах для жизни" он даже себе написал: "если ты говоришь по-французски – не переходи на русский, если говоришь по-русски – не переходи на французский".
Те, кто от сна еще не отошел – погружение в невероятное пространство "Сна Татьяны" – фантасмагория в сосновом лесу или безумное чаепитие. Этель Иошпа, режиссёр: "И тут мы тоже очень долго думали, что же нам делать с таким ясным местом, потому что задача была мистический лес найти, а его здесь мало. Мы очень долго искали и получилось, что у нас пограничная зона леса и поля. На границе всё выстраивается".
Ландшафты тут становятся поводом к осмыслению собственной жизни – образы этой постановки "Дорога домой" можно найти и у Толстого, но тут они становятся собственной творческой лабораторией для каждого. Вместо вечерних платьев – дождевики и зонты – премьера Толстовского "Воскресенья" в постановке Александринского театра под аккомпанемент стихии, но кого это когда пугало. Сергей Емельянов, директор Александринского театра: "Говорят, что такая погода для его главного события – это традиция фестиваля "Толстой", поэтому мы предвкушали то, что спектакль "Воскресение" будет встречен здесь именно так".
Понять себя и понять Толстого, и эти вечные вопросы о справедливости, добре и зле, отношениях между людьми – в последнем романе "Воскресенье", для актеров Александринки играть такую вещь – вызов. "Атмосфера здесь сумасшедшая, и само место магическое. Природа помогает спектаклю. Вся живность, которая летела, которая помогала, стремилась на сцену. Было невероятно" – поделился актер Виктор Шуралев.
Режиссер спектакля Никита Кобелев рассказывает как работал на спектаклем: "Там они работу делают. Они людей в людях не видят. Если увидите человека, как Нехлюдов в Кате видел объект, и не видел в ней человека, так и они не видят в других людях людей. Как раз надзиратели, инспекторы". Всё как тогда и всё как сейчас – не только в истории "Воскресения", но и в истории путешествия человеческой души, о которой сам Толстой очень много знал.