Памяти Марины Кондратьевой
Ушла из жизни Марина Кондратьева. Ей было 90 лет. Народная артистка СССР, прима-балерина, затем балетмейстер-репетитор Большого театра, она создала десятки классических образов и воспитала не одно поколение танцовщиц с мировым именем.
Большой театр для Марины Кондратьевой был домом, который она любила и который любил ее, самую романтичную балерину XX века. Эта любовь была единственной на всю жизнь. Сегодня Терпсихора Большого ушла. "Такая романтическая была фигура нашего Большого театра, что все спектакли, которые она танцевала, я всегда смотрел. Это было чудо, которое она делала на сцене", – отметил народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Первому театру страны Марина Кондратьева отдала 72 года. Училась у Семеновой, танцевала главные партии у Лавровского и Григоровича, встав в один ряд с Плисецкой и Максимовой.
Кондратьева вышла на сцену Большого студенткой хореографического училища и сразу запомнилась своей легкостью. "Жизель" на первых гастролях Большого в Лондоне танцевала в очередь с Улановой. Казалось, что балерина парит над сценой, не касаясь её пуантами, воздушная и неземная .Эта партия стала одной из лучших в балете. "Марина Викторовна была удивительной балериной удивительного чувства, красоты. Это было что-то утончённое, то, что очень трудно было скопировать", – вспоминает народная артистка России Надежда Грачёва. Свой первый сольный балет "Золушка" станцевала в 18. Ее танец потряс Лоуренса Оливье. Лавровский сделал её Музой Паганини. Зал замирал, когда видел Джульетту и Фригию в "Спартаке". Плисецкая ставила "Анну Каренину" на себя и Кондратьеву, танцовщицу лирического амплуа. Закончив балетную карьеру, Марина Викторовна стала педагогом. Учила балерин не только технике, но и эмоциям, одухотворенности – тому, чем славится московская школа.
Мягкая, но настойчивая. Она ничего не навязывала, а влюбляла. В каждой ученице видела индивидуальность. Учила наполнять танец смыслом. Знала, как поймать ускользающую красоту движения. "Просто жить на сцене" – это фраза мне всегда помогала. Она говорила, что не нужно ни о чём думать", – поделилась ведущая солистка балетной труппы Большого театра Маргарита Шрайнер. Как истинная балерина, Марина Кондратьева всегда с благодарностью и достоинством принимала овации зала. Была за кулисами, когда танцевали ее ученицы и знала, что им сказать, как поддержать. "Работа всегда была непрерывной. Даже после премьеры Марина Викторовна всегда подходила, поздравляла и говорила, что сейчас работа только начинается", – рассказала народная артистка России Екатерина Шипулина.
"Танцевать надо осмыслено, одухотворенно и понимать каждый шаг", – говорила Марина Кондратьева. Муза Большого, она знала про балет всё.