Большой театр завершает сезон премьерой оперы "Паяцы"
"Паяцы" – заключительная премьера сезона в Большом театре. Режиссер Ханс-Йоахим Фрай разработал особую концепцию. Действие перенесено во времена немого кино. Впечатлениями делится Дженнет Арльт.
Премьера оперы Леонкавало "Паяцы" прошла в 1892 году, тремя годами позже братья Люмьер провели первый в истории кинематографа киносеанс, а уже на рубеже веков в Лос-Анджелесе открылись первые киностудии. Казалось бы, какая связь между этими событиями? Историю о бродячих комедиантах режиссёр Ханс-Йоахим Фрай переносит на съемочную площадку в 20-е годы прошлого века. Режиссер разделил пространство спектакля на 4 пласта: реальность, мир оперы, мир фильма и мир кинопроизводства. Герои путешествуют между ними, словно по разным углам одного квадрата, размывая границы реальности между своей жизнью и киноэкраном. Вместо деревянных сценических подмостков – кинопавильоны, вместо увертюры – тапёр, функцию занавеса выполняет хлопушка. Главные персонажи – актёры немого кино. "Мы погружались в это время, эту эпоху, эти жесты, мимику, глаза, взгляды. Все это мы изучали", – поделилась оперная певица Элеонора Макарова. "Мы сейчас изображаем актёров. Недда, естественно, актриса, а Тонио, главный персонаж, будет режиссёром. Мы играем, как в фильме. Мы много что изображаем из фильма", – рассказал оперный певец Аббосхон Рахматуллаев.
Тонио в опере Леонкавалло – убогий горбун. Здесь – главный режиссёр. В его образе легко узнается Чарли Чаплин. "Надо играть не одного персонажа, не двух, a четырёх. Надо играть себя, Чаплина, Тонио и ещё режиссёра спектакля всего, поэтому во время репетиции была большая сложность понять, где куда переключаться", – признался солист Камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театра Дзамболат Дулаев.
Сценография, костюмы, декорации из века XX, но музыка и текст остались неизменны, как и смешение комического и трагического. На фоне ужимок и прыжков оперный хит – душераздирающая ария Канио. Паяц, вынужденный на публике смеяться и петь и играющий судьбами других, словно великий диктатор. "Вы сможете увидеть 12 весьма точных цитат из фильмов Чарли Чаплина, но помимо этого мы также делаем отсылки к работам Оливера Харди, Стена Лорела и Бастера Китона. В финале зритель увидит наш собственный фильм в жанре немого кино", – отметил режиссёр-постановщик Ханс-Йоахим Фрай.
Канио убивает неверную жену, а зрители киносеанса восхищаются великолепной актёрской игрой, считая все произошедшее лишь выдумкой сценариста. Стоп, снято! Фильм, балансирующий на грани трагедии и фарса, готов. Ведь смеяться и смешить может только тот, кто умеет плакать.