22 июля 2024, 15:04 22 июля 2024, 16:04 22 июля 2024, 17:04 22 июля 2024, 18:04 22 июля 2024, 19:04 22 июля 2024, 20:04 22 июля 2024, 21:04 22 июля 2024, 22:04 22 июля 2024, 23:04 23 июля 2024, 00:04 23 июля 2024, 01:04

Палки в колёса: как электросамокаты докатились до того, что их хотят запретить

Самокаты, которые доводят до могилы, и отсутствие осликов в прокате. О чём только ни говорили депутаты Госдумы, когда в первом чтении принимали законопроект о штрафах за нарушение ПДД на средствах индивидуальной мобильности.

СИМы будто завладели умами народных избранников больше, чем любые политические вопросы. Но это как раз тот случай, когда сам народ и депутаты, кажется, на одной волне. После того, как одобрили введение штрафов, спикер Госдумы Вячеслав Володин устроил опрос в Telegram-канале: стоит ли вообще запретить передвигаться на электросамокатах по улицам? И тут мир треснул напополам: 54% опрошенных ЗА запрет, 41% ПРОТИВ.

Результаты довольно чётко отражают отношение общества к такому виду транспорта. Несмотря на огромную популярность, у электросамокатов настолько же огромная армия противников. И понятно почему. За последние 4 года количество аварий с электросамокатами, гироскутерами и электромопедами в России выросло в 22 раза. В 2023 году — 3100 ДТП. Число раненых увеличилось с 147 (в 2019 г.) до 3177 человек (в 2023 г.), а погибших — с 7 до 43. Краснодарский край возглавил трагичный рейтинг. В 2023 г. на Кубани было больше всего погибших в результате аварий с электросамокатами (всего 126 ДТП) — 6 человек. А уже за полгода в 2024 в регионе произошло 86 аварий и погиб 1 человек.

А вот портрет тех, кто обычно "бьётся" на самокатах. Почти треть пострадавших — молодёжь от 16 до 25 лет. Из 43 погибших в России в 2023 г. 42 были водителями электросамокатов, один — пешеход. Чаще всего аварии происходили на тротуарах и в пешеходных зонах, на регулируемых пешеходных переходах и при выезде с прилегающей территории. В ГИБДД говорят, что обычно ДТП случаются из-за того, что электросамокаты внезапно «выскакивают» на дорогу, их сложно заметить в общем потоке автомобилей.

Прогнозы на будущее от Научного центра безопасности дорожного движения МВД неутешительные. Количество аварий, вероятно, будет только расти. Во-первых, активно развиваются сервисы аренды СИМов. Во-вторых, дороги просто не рассчитаны на такой вид транспорта: практически нет выделенных полос и специальных светофоров. Чтобы сократить количество ДТП с электросамокатами, их максимальную скорость уже ограничили до 25 км/ч. А если такой аппарат весит больше 35 кг, то на нём нельзя ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам.

Ещё крепче держать в узде водителей самокатов, по мнению депутатов Госдумы, должны новые штрафы:

  • превышение скорости на 5–10 км/ч — от 500 до 800 руб.;
  • превышение скорости на 10–15 км/ч — от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • превышение скорости на 15–20 км/ч — от 3 тыс. до 3,5 тыс. руб.;
  • превышение скорости больше 20 км/ч — от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • перевозка ребёнка — до 5 тыс. руб.;
  • перевозка грузов — 1 тыс. руб.;
  • езда по автомагистралям — 1 тыс. руб.;
  • причинён лёгкий вред здоровью — от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • причинён вред средней тяжести — от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • езда на самокатах весом более 35 кг на тротуарах — от 3 тыс. до 3,5 тыс. руб.;
  • не остановился по требованию полицейского — от 500 до 800 руб.;
  • езда в пьяном виде — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Объехать проблемы самокатчикам становится всё сложнее. В Краснодарском крае в крупных городах всё больше запретных для них мест. В Краснодаре ограничили движение по Александровскому бульвару. Соответствующие дорожные знаки стоят на участке ул. Зиповской, 70. А на прокатном СИМе у вас не получится проехать через городские парки.

В Сочи электросамокатам не рады в парках, скверах и на набережных — всего 23 зоны. В Геленджике, Анапе, Приморско-Ахтарске электросамокаты прогоняют с набережных. В Новороссийске планируют запретить покатушки в пешеходных зонах.

Но можно ли запретами остановить прогресс? Электросамокаты набрали такой ход, что быстро въехали в повседневную жизнь. Ими пользуются, кажется, все: от школьников до курьеров. Причём, из детской игрушки СИМы превращаются в осознанный выбор взрослых. Согласно исследованию одного из мобильных операторов, россияне 45+ в 2024 году обогнали зумеров (до 25 лет) по количеству взятых в аренду самокатов, которые становятся реальной альтернативой автомобилям при коротких поездках в городе. А их, по данным консалтинговых агентств, к 2026 г. в России будет совершаться 546 млн в год. Будущее, в которое очень хочется верить кикшеринговым компаниям. Объём отечественного рынка сервисов по аренде электросамокатов в 2023 г. превысил 22 млрд руб. И терять такие деньги никто не хочет. Поэтому операторы даже вводят собственные штрафы за нарушение правил езды, лишь бы общество не потребовало полного запрета СИМов. Самое серьёзное наказание за пьяную езду — до 100 тыс. руб. и блокировка аккаунта.

Ещё дальше пошли в Санкт-Петербурге. Там для пользователей перед поездкой устроят отбор: будут проверять водителей на внимательность и скорость реакции. Для этого придётся пройти специальные тесты в мобильном приложении. Например, расставить в правильном порядке буквы и числа или определить цвет. Если проверка не пройдена, максимальная скорость самоката на время упадёт до 15 км/ч.

Тучи над средствами индивидуальной мобильности продолжают сгущаться. Ко второму чтению в Госдуме готовятся новые поправки. Водителям электросамокатов хотят выдавать регистрационные номера и радиомаячки, с помощью которых за ними можно будет следить в реальном времени. Чтобы знать, кто, где и когда нарушил правила. Сам самокат для этого нужно будет поставить на учёт. Касается это не только арендного транспорта, но и личного. Также депутаты хотят увеличить размеры недавно введённых штрафов. Поправки должны подготовить до 8 августа 2024 г.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация