Иски Украины по крымской недвижимости – попытка давления в газовом вопросе?
Минюст Украины рекомендует Генеральной прокуратуре начать процедуры ареста активов российских госкомпаний как на территории самой Украины, так и за её пределами. Санкции на такие действия должны давать местные суды. Ведомство заявляет, что намерено таким образом компенсировать убытки от потери Крыма. Окажутся ли под угрозой интересы наших компаний в соседнем государстве? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Артёмов.
Украинские власти оценивают ущерб от потери Крыма примерно в 90 миллиардов долларов. И это - без упущенной выгоды. По словам главы Кабинета министров Арсения Яценюка, Генеральная прокуратура Украины возбудила производство по всем событиям начала года в Крыму, и на его базе будут сформулированы иски к российским компаниям. Вопрос о собственности на полуострове действительно сложнейший, говорит партнёр юридической фирмы Lex Borealis Алексей Пешков:
"Из всех вопросов, связанных с крымскими событиями, один из самых важных: каким образом с точки зрения экономического и коммерческого права будут квалифицированы события, связанные с присоединением Крыма? Будут ли они трактоваться как причинение ущерба Украине и украинским компаниям, влекущее обязанности по его возмещению?"
Появление новостей о грядущих исках сегодня можно расценивать как фактор давления в переговорах о цене на газ, полагает партнёр юридической фирмы ART DE LEX Андрей Агешин:
"Технически на территории Украины они могут сделать всё что угодно - в том числе арестовать активы. Но они прекрасно понимают, какую реакцию это может вызвать в России".
В середине 90-х России уже пришлось выступить ответчиком по международным имущественным спорам. Швейцарская компания Noga, предоставив российскому правительству гарантии под товарный кредит, посчитала, что не получила всех полагающихся выплат. В результате в нескольких европейских странах были арестованы счета, самолёты и корабли, принадлежащие российскому государству. Но 7 лет назад в тяжбе была поставлена точка, и все претензии Noga Верховный cуд Швейцарии отклонил, напоминает Андрей Агешин:
"Noga системно занималась отслеживанием российских активов за рубежом, в ряде судов доказала факт причинения ущерба Россией именно компании Noga и на основании этих решений арестовывала отдельные активы России. В данном случае я не усматриваю параллелей".
Учитывая направление политических процессов Украины, какая-то реакция официального Киева в правовой плоскости ожидалась. Но серьёзные решения могут быть приняты только в международных судах, а вовсе не в украинских, считает Алексей Пешков:
"Всё это имеет большой международно-правовой элемент. Украина на сегодня не обладает тем политическим весом, чтобы задавать подобные тренды в международном праве, без оглядки на международные судебные и политические организации".
В то же время Международный трибунал в Стокгольме, если и возьмётся за рассмотрение возможных украинских исков, то с большой неохотой, говорит Алексей Пешков:
"Как мне кажется, они используют все возможности, чтобы избежать именно прямой юридической квалификации данных событий, что по-человечески понятно - слишком велико влияние политических факторов".
А любое решение международного суда по имущественным искам, связанным с Крымом, будет иметь в своей базе оценку политического события - мартовского референдума на полуострове, добавляет Андрей Агешин:
"В первую очередь суды будут оценивать правомерность решения России о присоединении Крымского полуострова к своей территории. И уже на основании этого будет разрешаться вопрос имущественно-правового характера".
Эксперты находят странной публикацию новостей об исках Украины именно сейчас - за четыре дня до инаугурации избранного президента Петра Порошенко. Целесообразность имущественных тяжб, по логике, предстоит обдумывать уже новому правительству.