95 лет со дня рождения Василия Шукшина
Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Василия Шукшина. Чем сейчас живет село Сростки, которому Василий Макарович посвятил значительную часть своего литературного творчества, расскажет Ксения Егорова.
В крохотных Сростках у подножия Алтайских гор всего-то около трех тысяч жителей. Но у каждого тут – свой Шукшин и воспоминания. "У нас к Шукшинским дням люди начинают приводить в порядок дворы, дома, потому что будут приезжать гости, родственники, чужие могут подъехать", – поделилась писательница, жительница с. Сростки Галина Ульянова.
Для срощенцев понимание "свой-чужой" простое: любишь Шукшина – значит, свой, не чужой человек на этой земле и почти родственник. "Для нас он был Лёлька, крестный отец, так и остается. Я не могу назвать его Шукшин, Василий Макарович. Любили друг за другом гоняться. Особенно по утрам он любил, вот как в "Двух Фёдорах", обливаться холодной водой из ведра и просил: "Сергунь, плесни мне ковшиком" – ну а чего ковшиком, надо же всего окатить", – вспоминает племянник В. Шукшина Сергей Зиновьев.
Праздники и будни – в эти дни в Сростки съезжаются тысячи гостей, чтобы почувствовать этот особый душевный настрой, родом из детства Шукшина. "Часто спрашивают, кто же они, герои Шукшина. Да это наши сельские жители. Большинство героев Василия Макаровича взяты из жизни, взяты из родного села. Это и героиня фильма "Калина красная" Люба Байкалова, которую сыграла Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина. Это была двоюродная сестра Василия Макаровича. Когда выходил рассказ, каждый ждал, про кого же он там напишет, и если Василий Макарович даже менял имя, фамилию, то герой себя узнавал всё равно", – рассказала старший научный сотрудник Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина Елена Лыкасова.
Не оторвать взгляд, не игровые – документальные кадры. За одним столом тут и песни, и судьбы земляков, к которым Шукшин относился с большим пониманием и любовью, как и к особому патриархальному, старинному укладу жизни, где и праздник, и тяжелая работа – всё искренне, по-настоящему. Сочные и спелые – в этом, юбилейном году у Василия Макаровича Шукшина большой урожай. Это сад рядом с домом, который он купил на свой первый большой гонорар за роман "Любавины" и подарил своей матери. Пишущая машинка и табак – всё на своих местах. Из окон этого дома на пригорке Шукшин наблюдал за жизнью села, уже став известным писателем и кинематографистом, но главные его университеты еще до ВГИКа – здесь. "Учился он за этими партами, в седьмом, выпускном классе он сидел на третьем ряду, за предпоследней партой, место его было ближе к выходу", – сообщила главный хранитель Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина Надежда Губина.
Тут же потом преподавал в вечерней школе, сам не поступив в 53-м. История, литература – главное, интересный рассказ. Удивительным образом Василий Макарович и на сегодняшних студентов влияет. "Когда наши студенты поступают в вузы по всей стране, когда спрашивают: "Откуда вы приехали?" – они говорят: "Сростки". Конечно, сразу вопросы возникают, и о Василии Макаровиче спрашивают, и это налагает ответственность", – призналась заведующая отделом развития Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина Лилия Казанцева.
Сростки в эти дни становятся центром празднования, для Шукшина же родное село и было центром всего мира, в котором, как и в его зеркальной Катуни, отражается вся Россия.