Мужские портреты XVI–XX веков представили в усадьбе Гальских в Череповце
"Такие разные мужчины" – новая выставка портретов в усадьбе Гальских в Череповце. Художники, обращаясь к самому психологически сложному жанру в живописи, неизменно вынуждены выбирать между художественной задачей и пожеланиями заказчика. Как решали этот конфликт мастера разных эпох, узнала Анна Шустер.
Маленький, провинциальный, очень зеленый город, где было к концу XIX века всего 1500 жителей. Теперь население Череповца почти 300 тысяч, а эта усадьба начала XIX века – визитная карточка города. В день помещичий дом посещает до 400 человек – теперь у них есть возможность увидеть не только постоянную экспозицию музея, но и выставку мужских портретов, которая рассказывает об эволюции жанра. Выставка мужских портретов начинается с западноевропейской графики XVI века. Она представлена в столовой усадьбы. Это работы Лукаса Кранаха Старшего. Несмотря на то, что заказчики портретов были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, стараясь отразить главные черты характера.
Рядом с графикой акварели. Среди них работа придворного живописца Генриха III Пьера Дюмустье. В соседней, курительной, комнате – российские сановники XVIII и XIX веков. Дипломат, воспитатель Павла I Никита Панин, последний фаворит Екатерины II Платон Зубов. Картины, представленные на выставке "Такие разные мужчины", входят в частное собрание Алексея Егорова. Для экспозиции в усадьбу были переданы 77 работ из его коллекции. "Всё это в камерном, графическом, очень точном, буквально документальном изображении. Графика позволяет сделать очень быстрый рисунок, ухватить те черты, которые автор считает наиболее существенными", – рассказала директор Череповецкого музейного объединения Светлана Султанова.
Портретный жанр развивался постепенно – самые драматичные изменения ждали его в ХХ веке. "Здесь очень интересный портрет Пикассо. Он изобразил известного ученого и борца за мир Фредерика Жолио-Кюри. А это работа Шиле – портрет Рёсслера, он известный деятель культуры времен Первой мировой войны. Он так показывает, что он работает и руками", – прокомментировал коллекционер Алексей Егоров.
Рядом Борис Пастернак, каким его увидел Роберт Фальк. Автопортрет с ангелом Константина Чеботарёва. А таким в 76-м году изобразил себя Энди Уорхол. Застывший в задумчивости, он неоднократно говорил, что его завораживают люди с красивой улыбкой. "Следовало бы задуматься, что заставляет их улыбаться так красиво", – писал Уорхол. Ответ на этот вопрос, вглядываясь в портреты, ищут и гости выставки.