Архангельские реставраторы дарят вторую жизнь редчайшим образцам керамики
Светлана Синицына, корреспондент: «Они познакомились два года назад, и сразу возникла обоюдная симпатия. Для Татьяны Сидоровой каждый экспонат — живой, со своей историей и проблемой, которую реставратор решит».
На рабочем столе редчайший экспонат — английский чайник начала 19 века в стиле оригинальной Кастлфордской керамики — «мелко отлитый в форму белый керамогранит с матовой глазурью». Но это производство было недолгим, всего три десятилетия.
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря: «Наполеоновские войны нарушили логистику, и кастлфордская керамика уже не стала доходить до России. Потом производство в Кастлфорде угасло. Предмет более хрупкий, чем фарфор, поэтому если и доходят такие предметы до нас, редкие экземпляры, они, как правило, разбиты, повреждены, с утратами».
История бытования предмета пока не известна. Он поступил из Яренского музея. Есть версия, что бывшие владельцы были состоятельными людьми, любившими, подобно англичанам, церемонию чаепития. Из-за сильных повреждений и рельефной, узорчатой формы реставратор причислила экспонат к разряду «трудных».
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря: «Самое большое, что удалось — это удалить все стойкие, глубокие внутренние загрязнения. Затем была старая склейка, склейку мы расшили, зачистили поверхность швов. Обратно собрали предмет, склеили».
Следующий этап — восполнение утраченных фрагментов по прямой аналогии с сохранившимися частями и с помощью слепочной массы. Скрупулезную работу мастер планирует завершить к концу года. А эти парные каминные вазы, первой трети 19 века фабрики Тереховых и Киселева, уже готовы к отправке в Великоустюжский музей. Два года назад раритеты поступили в плачевном состоянии с многочисленными утратами: ручки были разбиты, на них остался лишь один завиток, с которого затем и сняла слепок реставратор. А у одной из ваз отсутствовала ножка-подставка. По оригиналу Татьяна ее восстановила, правда путем проб и ошибок, поскольку сразу целиком «отлить» подставку не получалось.
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря: «Пришлось сначала верхнюю часть делать слепок, центральную часть и нижнюю вот эту часть. Затем монтировать штифт и друг с другом соединять все три части вместе в единое целое».
Сейчас две вазы трудно отличить.
«Самое главное отличие — там ножка имеет углубление, здесь нет углубления и клейма. Штифт вот в этой части, которая выступает и держит, соединяет нижнюю платформу и верхнюю чашу».
Также в Великий Устюг возвращается еще один уникальный предмет фарфоровой фабрики Гарднера — 200-летняя скульптура под названием «Мертвый казак» из лимитированной серии. Экспонат посвящен войне 1812 года.