10 августа 2024, 18:47 10 августа 2024, 19:47 10 августа 2024, 20:47 10 августа 2024, 21:47 10 августа 2024, 22:47 10 августа 2024, 23:47 11 августа 2024, 00:47 11 августа 2024, 01:47 11 августа 2024, 02:47 11 августа 2024, 03:47 11 августа 2024, 04:47

"Райский сад – земной и небесный" – выставка в музее-заповеднике "Коломенское"

  • Картинка
  • "Райский сад – земной и небесный" – выставка в музее-заповеднике "Коломенское"
  • Картинка
    "Райский сад – земной и небесный" – выставка в музее-заповеднике "Коломенское"
  • "Райский сад – земной и небесный" – выставка в музее-заповеднике "Коломенское"
В экспозиции более 300 произведений.

Выставка "Райский сад – земной и небесный" – в музее-заповеднике "Коломенское". В экспозиции более 300 произведений из музеев и частных коллекций, которые дают возможность почувствовать разницу между русским и западноевропейским видением сада как образа рая. Слово Ксении Егоровой.

Этих невиданных птиц, точнее попугаев, создавал Лев по фамилии Иванов. Врата с тончайшей резьбой – вклад мастера XVII века в оформление Соловецкого монастыря. Вероятно, на фоне сдержанных по цвету северных пейзажей встреча человека с такими райскими кущами производила сильное впечатление. "Можно представить, как человек XVII века, который приезжал в паломничество на этот отдаленный остров, в окружении северной суровой природы видел этот райский портал и царские врата, центральные врата иконостаса. Их второе имя – райские", – заметила куратор выставки Вера Мужева.

Отдаленный остров и райское место на земле – в нашей традиции синонимы. Отсюда и практический опыт устройства монастырей и обителей на островах в окружении воды и монастырского сада с различными невиданными фруктами, овощами, животными и птицами. Этот образ рая с XVII века прочно входил и в светскую жизнь. Измайлово, устроенное фактически на рукотворном острове царем Алексеем Михайловичем, также следовало буквально этому образу, где и виноградные сады, и четыре апостола обязательны.

А вот это уже детали храма самого Коломенского – сплетенье виноградных гроздьев, листьев, ягод, а также такая экзотика, как ананас. Видимо писали его не с натуры, а по рассказам – в общем, всё, чтобы напомнить о райском саде в нашей земной реальности. Небесный Иерусалим, который еще не обретен, и Эдем, который уже навсегда утрачен. Между этими двумя событиями – процесс поиска. Тут есть истории о том, как человек смог сам стать творцом, художником и даже садовником. "Здесь мы видим творца. Мы видим Бога-отца, который сотворил мир и рай, потому что мир человечества, если мы верим в христианскую историю, начался с райского сада. Портрет Роберта Фалька, называется картина "Садовник на веранде", мы видим садовника, который не стрижет кусты, не копает огород, он размышляет. И это тоже портрет творца", – пояснила куратор выставки Екатерина Ильницкая.

Образ сада и рая не зависит от времени – так, например, выглядит эскиз оформления санатория "Горный" в Ялте уже в советскую эпоху, а вот так сад и скромное семейное счастье – в начале ХХ века. Действительно, кто будет спорить, чем не рай?

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация