Когда томичи отмечают яблочный, медовый и ореховый спасы в 2024 году
Медовый Спас – носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника.
- На Яблочный Спас православные христиане вспоминают Преображение Господне.
- Ореховый Спас ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа.
"Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают", – говорили в старину.
Празднуя любой Спас, русский человек в первую очередь имеет ввиду праздник земли, природы и урожая.
Медовый Спас, или Спас на воде
Первый Спас неизменно отмечается 14 августа, и совпадает с началом Успенского поста. В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В храме в этот день положено освящать воду, мед и мак, верующие причащаются.
Спас называется "Медовым" из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим медом, пора приступать к сбору урожая. Раньше только с Медового Спаса разрешено было есть освященный церковью мед.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Яблочный Спас, или Спас на горе
Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню. Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. Верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Раньше считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.
Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах
С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.
Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.
Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя.
Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.
На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.
В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.
"После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди еще лучше", – говорят верующие.
Подготовлено по материалам из открытых источников.