Каким будет новый культурно-научный центр в Узбекистане
"Наследие великих предков – основа третьего Ренессанса". В Узбекистане проходит конгресс Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия страны. О главных целях форума расскажет Яна Музыка.
Восьмой конгресс Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана посвящен конкретной теме. В Ташкенте заканчивается строительство Центра исламской цивилизации. Ученые со всего мира представляют и обсуждают проекты, которыми будет наполнен этот крупный культурно-научный центр. "Государственность Узбекистана насчитывает три тысячи лет. Значит, проект Центра исламской цивилизации охватывает три тысячи лет. Это древнейший период, средневековый период, даже период Советского Союза и заканчивается современным Узбекистаном", – рассказал вице-президент Академии наук Республики Узбекистан Бахром Абдухалимов.
Отдельный раздел будет посвящен доисламской истории. В работе принимают активное участие российские ученые. "Бактрийский отряд среднеазиатской археологической экспедиции ведет исследования на юге Узбекистана с 2004 года. С 13-го года мы начали работать на крепости Узундара. Это уникальный памятник в горах Байсуна, который маркирует грандиозное фортификационную систему периода ранних Селевкидов", – сообщила научный сотрудник отдела классической археологии Института археологии РАН Нигора Двуреченская.
Узбекистан был мостом, где встречались цивилизации, в результате возникла очень богатая культура: архитектура, текстиль, миниатюры и рукописное наследие. Это факсимильная копия Османского Корана, который был написан в 661 году. Образец старинной письменности арабского алфавита – куфическое письмо. Таких было создано шесть, в мире сохранилось четыре копии, одна из них находится в Ташкенте. Важнейшее направление работы Центра исламской цивилизации – создание копий редких манускриптов. Высокие технологии плюс традиционные подходы. Каллиграф Хабибулло Солих демонстрирует свои инструменты. Они растут прямо в его огороде. Это камыш. "Наши предки писали камышом, тростниковыми перьями. Тростниковое перо маленькое, размером семь-восемь миллиметров. Называется по-арабски сулюс", – пояснил каллиграф Хабибулло Солих.
Значительная часть культурного наследия Узбекистана находится в зарубежных коллекциях. Центр исламской цивилизации сотрудничает с научными институциями по всему миру. "Один из важнейших памятников письменного наследия, который мы озаглавили "Философия исламского права", это труды известнейшего ученого из Узбекистана Аль-Каффаля аш-Шаши", – поделился управляющий Фондом исламского наследия "Аль-Фуркан" Сали Шахсивари.
Особое внимание уделяют сохранению традиционных ремесел. В Узбекистане этого мастера называют Паганини керамики. Работы Шарофитдина Юсупова хранятся в Эрмитаже, в Лувре. Всю жизнь он посвятил этому искусству. "Сейчас во всем мире делают эту линию в крутильнике, а я делаю без крутильников. Это очень старый прием. Почти не осталось тех людей, которые могут так делать. Я представляю седьмое поколение в керамике", – сказал мастер керамики Шарофиддин Юсупов.
Академическая наука плюс просвещение. Ученые подчеркивают: история не проходит бесследно – она воспроизводится в генетическом коде народа.