Трагедию "Евгений Онегин" представил в Москве Красноярский ТЮЗ
Сентиментальную трагедию "Евгений Онегин" представил в Москве Красноярский ТЮЗ. Постановщики размышляют – можно ли прожить известную историю иначе. Премьерный спектакль увидела Валерия Кудрявцева.
В первой сцене герои проговариваются о будущем: "Я замужем. Оставьте меня", – говорит Татьяна Онегину языком прозы. Они еще вернуться к этой коллизии уже стихотворными строфами Пушкина в конце спектакля. Между двумя этими сценами персонажи, как серые призраки, бродят по серому дому в минималистических декорациях художника Софьи Шныревой. Играют такую известную историю в попытке прожить ее как-то иначе, но из этого снова ничего не выходит. "Главное здесь было для меня, человека, который оступился, вовремя не отреагировал на чувство, которое в нем возникло, которое возникло взаимно. А дальше он остаётся заперт в собственном поступке. В этом есть трагедия, мне кажется. Потому что нельзя отмотать", – говорит главный режиссёр Красноярского театра юного зрителя Мурат Абулкатинов.
Своего "Евгения Онегина" молодой режиссер, выпускник ГИТИСа Мурат Абулкатинов ставит о несостоявшейся любви и её жертвах, о воспитании чувств и взрослении. Сценической композиции по роману в стихах Пушкина дали подзаголовок "сентиментальная трагедия". Ведь как сегодняшним молодым понять всю глубину и отчаянность поступка Татьяны, написавшей письмо предмету своей любви? "Нет аналога этому письму, её поступку. Для нас сегодняшних нет аналога. Но мы подключаемся к уровню этих чувств, уровню ощущений, а уровень этих ощущений, мне кажется, абсолютно созвучен уровню ощущений любого молодого человека. Любого человека, который только впервые испытывает чувства," – делится режиссер.
Пушкинский роман здесь ужат до одного часа сорока минут. Сюжет высушен до четырех главных героев и их отношений: Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский. "Для кого-то слишком медленный темпо-ритм, и хочется быстрее, потому что клиповое мышление. А кто-то наоборот очень сильно подключается, потому что там подростковая любовь, которая на разрыв," – рассказывает актриса Татьяна Скрябина.
Поиск рифм с сегодняшним днем актеры вели, ориентируясь на собственные чувства, в попытках понять и оправдать своего персонажа. "Он не плохой у меня персонаж. Он не может быть плохим – он классный парень. Такая у него жизнь сложилась. Что сделаешь, если он постоянно эту икру ел. Ну он же не виноват в этом. Он пробовал, искал себя, жил, мечтал. Но просто пришел в тупик, когда ты всё. А что делать дальше," – поясняет актёр Александр Дьяконов.
После успеха "Евгения Онегина" Абулкатинов – уже в качестве главного режиссера Красноярского ТЮЗа – задумал еще две постановки по Пушкину, чтобы вышла трилогия о любви. Впереди – "Дубровский" и "Руслан и Людмила".