Международный конгресс в Самарканде подвел итоги
Конгресс Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана подвел итоги. За три дня участники обсудили десятки проектов, которые будут реализованы в ближайшие годы. Вслед за конгрессом открылся музыкальный фестиваль. Из Самарканда – репортаж Яны Музыки.
Ученые из 35 стран представили проекты для строящегося центра исламской цивилизации. Главный итог конгресса – разработано наполнение музейных залов. Новая площадка договорилась о партнерстве с культурными институциями по всему миру. В том числе готовятся проекты с российскими исследователями. "Будем издавать Кораны факсимиле, те, которые у нас хранятся. У нас их очень много. Охватывают они обширнейший регион – от Испании до Китая. То есть практически всё пространство Азии, включая Центральную Азию, наше собрание покрывает", – говорит директор Института восточных рукописей РАН Ирина Попова.
Центр иранистических исследований Кембриджа в том числе занимается современным искусством, осмысляющем персидское наследие. Готов делиться опытом. "Я бы предложила использовать искусство современных узбекских художников. Особенно тех, которые интересуются интерпретацией классических сюжетов. Как современный узбекский художник молодой, или уже зрелый, предложит свою версию Пятерицы" Навои", – рассказывает директор Центра иранистических исследований Кембриджского университета Фирюза Мелвилл.
Конгресс завершился, передав эстафету фестивалю "Шарк Тароналары". Его открыл президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Гости форума подчёркивают: культура строит мосты. "Культура необходима именно в сложные моменты. Понятно, что она необходима всегда, но в сложные политические моменты истории она играет стабилизирующую роль, очень важную. Культура является неким инструментом баланса для того, чтобы была альтернатива и эта альтернатива была видна", – отмечает специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Конкурс плюс научно-практическая конференция "Принципы творческой гармонии в условиях глобализации". "Я приехала принять участие в конференции, чтобы показать, как связаны капоэйра и музыка. Капоэйра – боевое искусство, но в нём также есть музыка и инструменты. Оно популярно во всём мире и входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО", – делится президент Бразильской ассоциации организаторов фестивалей фольклора и популярного искусства Камила Леал Роза.
В Самарканде собираются музыканты, которые исполняют национальную музыку. "Этот инструмент называется дутар – традиционный инструмент узбекского народа. Тут две струны. У дутара яркий характер. Когда он звучит, то обычно люди начинают танцевать," – поясняет участница фестиваля (Узбекистан) Бахтигул Шодиева.
В этом ансамбле очень важен ударный инструмент. Перед тем как играть, его греют на лампе, чтобы звучание было ярче и насыщеннее. "Этот древний инструмент называется дойра. Для его изготовления используют тутовник и телячью кожу. Дойра обязательно звучит на всех важных событиях – на праздниках и свадьбах. Этот звук поднимает настроение", – объясняет участник фестиваля (Узбекистан) Алишер Ходжамкулов. Самарканд называют музеем под открытым небом. Архитектурный ансамбль Регистана традиционно становится декорацией для музыкального конкурса.
XIII фестиваль "Шарк тароналары" собрал более 300 музыкантов из 70 стран. В мире, который стремится к глобализации, эти артисты сохраняют традиции, передающиеся из поколения в поколение. Выступления оценивает международное жюри. Итоги подведут 30 августа.