Сотрудники Крестецкого Дома культуры создали интерактивную экскурсию, посвященную школам прошлого
Длинный стол, длинные лавки. Так, примерно, и выглядел класс монастырской школы 12-го столетия. Ученики 21-го века (на экскурсии – ребята из местного школьного лагеря) робко теснятся друг другу, оасаясь: а вдруг вызовут к доске? Больно уж педагог строгий. Но идейный вдохновитель проекта Светлана Исламова здесь, всего лишь, в роли проводника в историю. На самом деле, учебный процесс в монастырской или церковной школе вел священнослужитель, рассказывает она гостям. Монах сидит поодаль. На книге – розга – тонкий, длинный прут для острастки школяра в случае неповиновения. А докладывали воспитанники выученный материал, стоя на коленях. И не ради уничижения, а как дань уважения к учителю. Столь интересные детали – всего лишь устная часть интерактивной экскурсии. На практике розги здесь, конечно, не применяют. Интерес у ребят к обучению наших предков вызывают другими фактами.
Знакомят современных школьников с создателями Глаголицы и Кириллицы, с личностью Мелетия Смотрицкого – архиепископа Полоцкого и Витебского, автором первого русского учебника грамматики. Показывают, как выглядел алфавит первоначально, насколько он отличается от нынешнего. Самое интересное – попробовать вывести хотя бы одну фразу с исчезнувшими из алфавита буквами.
Пишут – на церах (по воску) да еще и писалом – деревянной палочкой. С одной стороны – острой, с другой – более закругленной, чтобы затирать ошибки. Процесс – трудоемкий. И для нынешних учеников тоже. Однако – интересный.
Дают на урок и берёсту уже с кованым писалом. Вот здесь ошибки точно не справишь. Грамотность превыше всего. Еще и перья гусиные. Рассказывают, как их очиняли (заостряли), из какого крыла гусиного, какие были пригодны к написанию.
Столешница у старинных парт была наклонной, с откидной частью и соединялась с лавкой. По размеру она – не большая, со спинкой. Такая конструкция помогала держать осанку ровной. Места учеников 19-го века с энтузиазмом разобрали и нынешние школьники. Познакомились и с таким предметом одежды как нарукавники. Их надевали, чтобы не испачкать форму во время написания текста чернилами. Также ребята учились правильно держать перо, выводить прописью буквы и читать грамматику 19-го века. Получилось неплохо.
А еще в классе земской гимназии можно научиться складывать и вычитать на старинных деревянных счетах, определить массу товара на ушедших в прошлое двухчашечных весах, такие, действительно, сейчас встретишь разве что в музее. Стало быть, после этой экскурсии, мальчишки и девчонки могут сравнить современное обучение с тем, что велось в монастырском классе 12-го века и земском 19-го. И почувствовать, как давалась грамота нашим предкам.
Елена Пилосова