11 сентября 2024, 12:26 11 сентября 2024, 13:26 11 сентября 2024, 14:26 11 сентября 2024, 15:26 11 сентября 2024, 16:26 11 сентября 2024, 17:26 11 сентября 2024, 18:26 11 сентября 2024, 19:26 11 сентября 2024, 20:26 11 сентября 2024, 21:26 11 сентября 2024, 22:26

Выставка "Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры"

  • Выставка "Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры"
  • Выставка "Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры"
  • Выставка "Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры"
  • Выставка "Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры"
Масштабный проект будет проходить с сентября по ноябрь 2024. 

17 сентября она откроется в Санкт-Петербурге, с 10 по 24 октября будет экспонироваться в Пятигорске – в обоих городах на площадке Исторического парка "Россия – моя история". Далее она отправится в Ростов-на-Дону, где с 1 ноября по 22 ноября жители и гости города смогут увидеть яркие истории возвращения культурных ценностей на Родину в интерьерах Ростовского областного музея краеведения.

Название выставки – "Редкий дар" – многогранно и многозначно: с одной стороны, дар культурных ценностей – удивительное и редкое событие, но с другой, и само их создание стало возможным только благодаря редкому дару – таланту их создателей. Но главный редкий дар – это бескорыстие, душевная щедрость тех, кто причастен к возвращению бесценных артефактов на Родину.

Цели проекта – познакомить широкую аудиторию с историями уникальных культурно-исторических ценностей, возвращенных в Россию из-за рубежа в разные годы Российским фондом культуры, а профессиональное сообщество – с актуальными методиками и инструментами расширения доступности культуры и создания проектов, адаптированных для посетителей с различным опытом.

"За историю своего существования Фонд помог вернуть на Родину более 130 000 памятников истории и культуры. За эти годы было безвозмездно передано в дар в различные учреждения культуры свыше 100 000 единиц хранения, – отмечает Елена Юрьевна Головнина, генеральный директор ООГО "Российский фонд культуры". – Это уникальные артефакты, каждый из которых может рассказать увлекательную историю. Но те, кто их принес в дар, вернув в Россию, обладают еще более интересными судьбами. В художественном повествовании выставки переплетаются их истории, возрождая образы прошлого и создавая связь с настоящим. Ведь истинные ценности – верность, красота, любовь к Родине и родным – не имеют срока давности. А глубокое понимание и гордость за настоящее своей страны идут от корней, от знания и уважения к прошлому".

С точки зрения инклюзивности экспозиция призвана продемонстрировать на наглядных примерах, как могут применяться различные технологии и практики адаптации выставочного пространства для людей с физическими, ментальными особенностями и разным опытом. В рамках просветительской программы для профессиональной аудитории, запланированной в каждом из городов проведения выставки, специалисты пояснят использованные методики и технологии и поделятся профессиональным опытом и приемами расширения доступности культурных мероприятий. Участники в ходе открытых дискуссий смогут обсудить свои вопросы и предложения по реализации и развитию инклюзии в учреждениях культуры.

Об экспозиции

Выставочное пространство состоит из 10 тематических станций, каждая из которых рассказывает увлекательные истории возвращенных даров, воссозданных для выставки в репликах и репродукциях, и их бескорыстных дарителей.

  1. Российский фонд культуры. История деятельности Фонда по возвращению в Россию культурно-исторических ценностей: видеотур по особняку Замятиных-Третьяковых в Москве.
  2. Миниатюры Айвазовского: к числу шедевров, хранящихся в коллекции Фонда культуры, относятся несколько миниатюр кисти Ивана Айвазовского из коллекции внука художника Алексея Ганзена, который, как и дед, служил живописцем при Морском министерстве. Реплика декоративного щита его работы с миниатюрами Айвазовского представлена на этой станции – ее даже можно потрогать.
  3. Медали "Родины": одним из важнейших даров Российскому фонду культуры стала передача в 1993 году коллекции созданного в 1954 году в Лейквуде (штат Нью-Джерси) русскими эмигрантами музея американского общества "Родина", в том числе уникальной коллекции памятных и наградных медалей. Увеличенные копии четырех из них представлены на стенде – они дают возможность в буквальном смысле прикоснуться к истории.
  4. Царевны милосердия: генерал-майор А. В. Сыробоярский передал в дар обществу "Родина" фотографии и материалы, связанные с одной из малоизвестных страниц из жизни царской семьи. По традиции, милосердие и благотворительность считались важной составляющей деятельности царских особ: в годы Первой мировой войны императрица и ее старшие дочери лично ухаживали за ранеными в госпитале как руководители Красного Креста, где и познакомились с Сыробоярским. Начавшееся в госпитале знакомство переросло в дружбу, они обменивались письмами до самой гибели царской семьи. Как самую большую драгоценность, зашив в подкладку пальто, Сыробоярский вывез из России царскосельские негативы и письма императрицы и княжон.
  5. Русская выставка в Америке: в коллекции Фонда культуры хранятся уникальные материалы, связанные с организацией выставки 1924 года, в том числе работы Нестерова, Грабаря и Виноградова – фотографии и репродукции их можно увидеть на стенде.
  6. Приказ по столу: коллекция американского общества "Родина", переданная в Россию в 1993-1998 годах, включала архивы и мемории многих полковых объединений и офицерских сообществ. Особенный интерес в этой части собрания представляют вещественные памятники военного быта: приглашения на торжественные мероприятия и меню обедов, ужинов и завтраков, которые устраивались полками по случаю юбилеев и других праздничных событий.
  7. Илья Репин. "Ангел смерти": художник получил за это произведение малую Серебряную медаль, которая для него означала освобождение из податного сословия и получение статуса независимого художника. А в 1964 году это полотно было подарено Борису Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Советской Армии, как дань признательности за триумфальные гастроли во Франции. В 1988 году Александров передал это произведение Фонду культуры. Сейчас оно находится там, где было когда-то создано – в коллекции музея Российской академии художеств.
  8. Дмитрий Левицкий. "Портрет неизвестной с розой": ныне хранящийся в Третьяковской галерее, он был написан в 1788 году, но до 1990-х годов исследователи творчества Левицкого даже не догадывались о существовании этого портрета, который, по иронии судьбы, не попал ни в один из каталогов мастера. В 1991 году, когда вдова известного коллекционера и художника Александра Копеловича, выполняя его последнюю волю, передала произведение в дар Российскому фонду культуры, встал вопрос об авторстве этого произведения. Эту тайну разгадали сотрудники Третьяковской галереи.
  9. Бунин. Литературное зарубежье: в архивах Фонда хранятся уникальные кадры кинохроники, запечатлевшие момент триумфа русской литературы – вручения Нобелевской премии писателю. Пленка была обнаружена в одном из шведских архивов и передана в дар Фонду исполнителем роли Бунина в фильме "Дневник его жены" актером Андреем Смирновым.
  10. Булавка жены Шаляпина: под впечатлением от экскурсии по залам особняка Замятиных-Третьяковых журналист Дмитрий Балашов решил передать в дар хранящуюся в его семье реликвию – шляпную булавку, которую, по легенде, подарила его бабушке ее соседка, первая жена Федора Ивановича Шаляпина Иола Шаляпина-Торнаги.

В создании экспозиции использованы технологии и практики адаптации выставочного пространства для людей с физическими и ментальными особенностями.

  1. Мультисенсорность опыта: маршрут посещения экспозиции подразумевает разные типы взаимодействия с ней – и не только разнообразие, но и сменяемость опыта. Разные органы чувств участвуют во взаимодействии с тем или иным элементом экспозиции: экспонаты, которые можно потрогать, смена двигательной активности (посетителю нужно наклониться, привстать, потянуться), звуковое сопровождение.
  2. Универсальный дизайн:
  • Равноправие: дизайн не только привлекательный, но и доступный для разных пользователей.
  • Гибкость: удобный людям с разной скоростью реакции, правшам и левшам, людям разного роста, телосложения и т.д.
  • Простота и интуитивная легкость: понятность, интуитивно считываемый дизайн настолько, чтобы человек не задумывался о том, что делать и куда идти дальше.
  • Эффективность передачи информации:
    • ясный язык;
    • тифлокомментирование;
    • шрифт Брайля;
    • рельефно-линейный шрифт;
    • тактильные экспонаты.
  • Минимальное физическое усилие.
  • Достаточность размера и пространства: свободное взаимодействие вне зависимости от размеров тела, позы или мобильности пользователя.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация