К 100-летию палехской лаковой миниатюры – выставка в Москве
Палехской "Артели древней живописи" 100 лет. За это время сюжеты миниатюр менялись в зависимости от исторических периодов, но мастера всегда были верны художественным традициям. О выставке, посвящённой вековому юбилею – Мария Трофимова.
От иконописи до сказки. Путь к лаковой миниатюре у мастеров Палеха был непростым. Старинное село ещё с допетровских времен славилось своими иконописцами, которые после октябрьской революции вынужденно искали новые формы. Идея расписывать предметы из папье-маше принадлежит Ивану Голикову. Её он подсмотрел у живописцев Федоскино. "Он поразил новым подходом к работе лаковой миниатюры. То есть он писал-то не икону уже, а другое произведение. Всё это было сделано на одних стилистических основах, которые пришли к нам как раз из иконописи", – рассказывает председатель Палехского отделения Союза художников России Василий Макашов.
Объединившись в 1924 году в "Артель древней живописи", художники уже через год показывали свои произведения на Всемирной выставке в Париже. Палехская миниатюра с её тончайшей работой над деталями, разнообразием орнаментов и сложностью композиции имела небывалый успех. Сюжеты авторы заимствовали из сказок, былин и повседневной жизни. "Современные на тот момент работы на злобу дня – это Гражданская война, индустриализация, колхозные движения, Великая Отечественная война. И дальше освоение целины, космоса и всё остальное, что было у нас в Советском Союзе", – говорит председатель комиссии по народному искусству Союза художников России, заслуженный художник России Михаил Лебедев.
После взлёта – время застоя. Пытаясь уйти от традиций палехского искусства, художники обращались к реализму. Светлана Парамонова – потомственный палехский художник. На выставке рядом с её работой – лаковая миниатюра деда, Григория Буреева. "Вот этот стиль вот в те годы даже считался немножко реалистично-упадническим, потому что очень близок к реализму был. А современные работы более декоративные, они, какие-то орнаментальные", – делится художница Светлана Парамонова.
За 100 лет технология создания лаковой миниатюры в Палехе не изменилась. И в этом, говорят мастера, её ценность. "Эта иконописная техника – как язык, как буквы. Она продолжает его вести, не уводя куда-то в дебри, не отклоняясь от курса. И ты всё равно проходишь все стадии рисунка, как он был 100 лет назад", – утверждает художница Елена Миронова.
В последние десятилетия мастера Палеха не только пишут лаковые миниатюры, но всё больше возвращаются к своим истокам – иконописи.