На X Форуме объединенных культур обсудили актуальные проблемы сферы
В этом году дискуссии на Форуме объединенных культур затрагивали самые разные темы. Репортаж из Петербурга – Юлии Кундрюковой.
Этот день форума был наполнен международными встречами. Одна из дискуссий была посвящена историческому наследию. В числе участников – директор института БРИКС Бинод Сингх. "В России огромное количество музеев. В Индии этого нет – за годы колонизации мы потеряли множество наших сокровищ – теперь они в европейских и американских музеях. И сейчас для нас большая проблема возвращать себе свою историю и культуру", – заявил директор института БРИКС в Нью-Дели Бинод.
О том, как вернуть то, что физически уже не существует, рассказали на заседании секции искусственного интеллекта. С помощью новых технологий удалось восстановить картины Воронежского музея – те, которые были полностью утрачены в годы Великой Отечественной войны. "На нас вышли ребята из диджитал-агентства "Мозаика-арт", которые предложили на основе описания, которые у нас размещаются на нашем сайте, тех самых утраченных работ, попробовать с помощью нейросети "Кандинский" сгенерировать изображения", – рассказала директор Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского Юлия Зайченко.
Бурятский художник Зорикто Доржиев тоже прибегает к помощи искусственного интеллекта. Но для него это – лишь инструмент, не соавтор. "Здесь нет какого-то волшебного чудесного ощущения, что ты соприкасаешься с каким-то интеллектом. Всё достаточно прозаично. Это традиционные картины, они физические, написанные привычными красками, традиционными материалами. И только на основе их начинают все эксперименты", – объяснил художник Зорикто Доржиев.
Секцию "Театр" в этом году возглавил Евгений Миронов. Первая встреча – о сотрудничестве российских и китайских театров. В последние годы оно очень плодотворно. Пример – недавняя постановка по роману Лю Чжэньюня "Я не убивала своего мужа" в Театре Наций. "Они нас обогнали во всеядности. Они очень всеядны. Если погружаются в русскую культуру, десятилетиями ставят классику на своей сцене. И современных авторов в том числе. Мы же очень мало что знаем о современной их драматургии. Поэтому эта сессия очень важна", – отметил куратор секции "Театр", народный артист России Евгений Миронов.
В Китае с успехом идут спектакли по "Войне и миру", "Евгению Онегину", ставят даже "Иронию судьбы" по фильму Рязанова. И планов на предстоящие перекрестные годы наших культур немало. "За несколько дней форума мы встречались с представителями Мариинского и Александринского театров. Мы надеемся на взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество", – поделился директор Китайского государственного Большого театра Ван Нин. "Мы в ближайшие пять недель дважды побываем в Китае всем коллективом. Программа огромная: и симфонические произведения, и оперные", – сообщил ген. директор Большого театра, худрук – директор Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев.
В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что китайской драматургии на российской сцене должно быть больше. Ведь как показал форум интерес к национальным культурам растет. Если на первых дискуссиях форума ещё задавали вопрос, какой путь выбирать национальным культурам – суверенитет или глобализм, то теперь всё чаще звучат утверждения: в многополярном мире каждой культуре необходимо беречь самобытность. И на повестке – разговоры о том, как это сделать.