Бомбардировщик Ту-4 реставрируют участники проекта "На страже неба Родины"
Первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4 – уникальный экспонат Музея военно-воздушных сил в Монино. Сейчас самолет восстанавливают специалисты. О совместной работе Министерства обороны и Союза реставраторов – Ксения Егорова.
Среди всех летательных аппаратов музея в Монино он такой единственный. Первый экспонат и просто самолет с удивительной историей. Теперь солнце на его фюзеляже играет новыми красками. "Нам предложили провести первый этап реставрации, то есть расчистку, консервацию Ту-4. Делаем мы это в рамках программы "Реставраторы к 80-летию Победы совместно с Министерством обороны РФ", – рассказала руководитель пресс-службы Союза реставраторов России Мария Портнова.
"Мы внутри удаляли краску и обрабатывали всё специальным составом для предотвращения развития плесени", – пояснила студентка Суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры Мария Кириллова.
После создания атомной бомбы единственным средством ее доставки являлся стратегический бомбардировщик. В послевоенной гонке вооружений между сверхдержавами нам нужен был свой веский аргумент против американского Б-29. Сделали аналог с более мощной винтомоторной группой, пушечным вооружением, радиостанцией и некоторыми незнакомыми для нас на тот момент деталями. "Мы всему миру показали, что можем. Процесс копирования тоже в некоторой степени анекдотичен, потому что когда Сталин поставил задачу сделать точно такой же, у летчиков было специальное отделение, куда вставлялась баночка кока-колы. Мы тогда и не знали что это такое, но этот специальный отсек, куда она становилась, был сделан", – поделился военный лётчик, старший научный сотрудник Центрального музея ВВС Алексей Булыгин.
Александр Зарубецкий, начальник Центрального музея ВВС: "Конструктор Туполев его сделал за 11 месяцев, что позволило нам усилить нашу первую ядерную триаду и защитить нашу страну".
Первые машины Ту-4 поднялись в небо во время парада 3 августа 1947-го в честь Дня воздушного флота. В эксплуатации машина с 49-го. Более тысячи самолетов Ту-4 в семи модификациях и большая жизнь на страже неба нашей Родины. Ту-4 – первый в отечественном самолетостроении борт, где были сведены воедино все системы, что повысило эффективность самолета в разы. Бортовой локатор позволил поражать цели даже ночью и в сильную облачность.
Первый этап реставрации Ту-4 завершен. Фюзеляж и кабина очищены, но это лишь один из этапов сотрудничества Музея авиации и Союза реставраторов России. "Особенно важно развивать наше сотрудничество и смотреть, планировать новые школы реставрации, проведение мероприятий. Особенно в преддверии 80-летия Победы", – отметил директор Департамента культуры Министерства обороны РФ Артём Горный.
Жизнь этого борта в наши дни будет продолжена, благодаря реставраторам и большому интересу посетителей музея. А появление Ту-4, верой и правдой прослужившего Родине до середины 60-х, стала первой главой в истории нашей стратегической авиации.