Фестиваль РНО в Москве открыла оратория Шёнберга "Песни Гурре"
Фестиваль Российского национального оркестра снова в Москве. Он не проводился с 2020 года. На концерте открытия прозвучала грандиозная оратория Арнольда Шёнберга "Песни Гурре". Из Зала Чайковского – репортаж Дженнет Арльт.
Свой фестиваль Российский национальный оркестр открывает событием громким – исполнением оратории Шёнберга "Песни Гурре". Имя австрийского композитора у меломанов ассоциируется с такими понятиями, как додекафония и атональность, но "Песни Гурре" – шедевр позднего романтизма и одновременно раннего периода творчества Шёнберга – начало его поисков. Для позднего романтизма характерно стремление к масштабности и по времени звучания, и по количеству музыкантов. В "Песнях Гурре" это доведено до абсолюта. Два симфонических оркестра и четыре хоровых коллектива – редкий случай в истории Московской филармонии.
Эксперты говорят, что в России оратория "Песни Гурре" исполнялась всего лишь пять раз. Сложность – в огромном составе. Для усиления оркестровой мощи к Российскому национальному оркестру присоединился Госоркестр имени Светланова и более 150 певцов. Всё ради нескольких минут финала – гимна восходящему солнцу. "Песни Гурре" – это невероятный блокбастер, который можно смотреть и слушать всей семьей. Тебя вдавливает в кресло, и ты наслаждаешься гармониями, купаешься в этом океане буйств, эмоций", – поделился худрук Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова Филипп Чижевский.
"Эта колоссальность, этот масштаб – не в смысле громкости даже, а в смысле всего полотна – как стереозале", – добавила оперная певица Екатерина Семенчук.
В оратории есть все ингредиенты романтизма: мистика, темы судьбы и конфликта с Богом, обращение к средневековой легенде – о несчастном короле, чья возлюбленная гибнет от рук соперницы. В роли рассказчика – Дарья Мороз. Декламирует на немецком. "Он был против того, чтобы эту партию исполняли певцы. То есть для автора принципиально важно было, чтобы это был чтец или актер, поэтому там написано Sprecher, как бы чтец, потому что вокалист будет ориентироваться больше на музыку, чем на слово", – рассказала заслуженная артистка России Дарья Мороз.
После оратории "Песни Гурре" Шёнберг писал уже совсем другую музыку. Российский национальный оркестр открывает публике те редко исполняемые партитуры, без которых летопись музыкальной истории была бы неполной.