19 сентября 2024, 18:32 19 сентября 2024, 19:32 19 сентября 2024, 20:32 19 сентября 2024, 21:32 19 сентября 2024, 22:32 19 сентября 2024, 23:32 20 сентября 2024, 00:32 20 сентября 2024, 01:32 20 сентября 2024, 02:32 20 сентября 2024, 03:32 20 сентября 2024, 04:32

"Адепты красного. Малявин и Архипов" – на выставке в Третьяковской галерее

  • Картинка
  • "Адепты красного. Малявин и Архипов" – на выставке в Третьяковской галерее
  • Картинка
    "Адепты красного. Малявин и Архипов" – на выставке в Третьяковской галерее
  • "Адепты красного. Малявин и Архипов" – на выставке в Третьяковской галерее
Оба начинали как ученики иконописцев. Но если Архипов изначально был консервативен, постепенно переходил от реализма к экспрессионизму, то уже студенческие работы Малявина вызывали споры среди преподавателей.

"Адепты красного. Малявин и Архипов": на выставке в Третьяковской галерее объединили работы двух ярких представителей русского импрессионизма. Но не только цвет сближал этих художников. О сходстве и различиях их творческих методов – Юлия Кундрюкова.

Консервативный Абрам Архипов и экспрессивный Филипп Малявин – Третьяковка объединила этих художников и назвала "адептами красного". Этот цвет на выставке – главный. В начале ХХ века он был символом перемен. "Революционные события наши художники безусловно приветствовали. И эти красные бабы – олицетворение, можно сказать, этих перемен. И в жизни, и в искусстве. Таких, как казалось тогда, очистительных, радостных перемен. Хотя, конечно, какие-то определенные тревожные ноты звучат и в творчестве Малявина, и в творчестве Архипова", – отметила заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Каждый из них – выходец из многодетной крестьянской семьи. Архипов родился в Рязанской губернии. Малявин купил там же имение. И все эти крестьянские образы хорошо им знакомы. Оба начинали как ученики иконописцев. Но если Архипов изначально был консервативен, постепенно переходил от реализма к экспрессионизму, то уже студенческие работы Малявина вызывали споры среди преподавателей. Дипломная работа Филиппа Малявина "Смех" вызвала скандал, преподаватели картину не приняли. Тогда за художника заступился Илья Репин. А спустя год эта же картина на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль.

Следующим заметным шедевром художника стало знаменитое полотно "Вихрь". Новаторство Малявина – в необычном взгляде на крестьянскую жизнь. Его героини – яркие, нарядные, они танцуют, смеются, злятся, завидуют – весь спектр эмоций. Всё это противопоставлялось утонченному искусству модерна и было очень ново. Ведь в конце XIX века художники либо идеализировали крестьян, либо показывали неприглядную сторону их быта. Это есть еще в работах Абрама Архипова: изможденные непосильным трудом, как на знаменитой картине "Прачки". В 90-е годы пути художников пересеклись: их работы участвовали в общих выставках. "Архипов будет видеть малявинских девок, конечно же, будет видеть работу "Вихрь". И скульптор Конёнков потом будет вспоминать, что в девятисотые годы было два любимых художника у Архипова. Один – мы сейчас очень удивимся – это Врубель. Другой – это Малявин. Но никаких следов восторженного общения, или вражды, или прямой конкуренции, мы не найдем", – рассказала старший научный сотрудник отдела живописи II половины XIX – начала XX века Третьяковской галереи Екатерина Евсеева.

После знакомства с живописью Малявина Архипов стал ярче и смелее, в его работах появилось много света и цвета. Но подход был принципиально другим: Малявин мог включить патефон и наблюдать, как танцуют крестьянки, перенося их движения на полотна. Архипов своих натурщиц усаживал – ему важно было передать детали быта для целостной картины. Экспозиция развела художников по разным залам, но в одном из них полотна встречаются. Именно здесь можно увидеть, что общего между ними – немало.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация