25 сентября 2024, 11:27 25 сентября 2024, 12:27 25 сентября 2024, 13:27 25 сентября 2024, 14:27 25 сентября 2024, 15:27 25 сентября 2024, 16:27 25 сентября 2024, 17:27 25 сентября 2024, 18:27 25 сентября 2024, 19:27 25 сентября 2024, 20:27 25 сентября 2024, 21:27

Реставрационно-выставочный проект "От видимого к невидимому" – в Омске

  • Картинка
  • Реставрационно-выставочный проект "От видимого к невидимому" – в Омске
  • Картинка
    В Омском историко-краеведческом музее сохраняют предметы церковного искусства
  • Реставрационно-выставочный проект "От видимого к невидимому" – в Омске
Омскими и московскими реставраторами, а также коллективом иконописцев духовной семинарии восстановлены сотни церковных реликвий.

"От видимого к невидимому" – секретами восстановления и сохранения предметов церковного искусства делятся в Омском историко-краеведческом музее. На выставке представлены иконы и складни XVII-XX веков, над которыми на протяжении последних 30 лет работали реставраторы. Динара Шамец продолжит.

Этот, написанный на холсте, "Спас Вседержитель" XVIII века по предписанию реставраторов покидает запасники лишь по особым случаям. В 1939 году святыню в числе других церковных ценностей из полуразрушенного Воскресенского храма в городе Березове вывез и спас краевед Андрей Палашенков. "В его дневниковых записях после экспедиции было написано, что он привез два холста, но они в таком ужасном состоянии, что больше похожи на половые тряпки", – рассказывает главный хранитель Омского историко-краеведческого музея Юлия Супрун.

Шесть десятилетий большеформатные "березовские" холсты, свернутые в рулон, по идеологическим соображениям были спрятаны в музейном подвале. Икону, написанную во "фряжской" манере – редкий образец Сибирского ренессанса – лишь в начале XXI века восстановила омский реставратор Наталья Минько. Максимально сохранив почерк тобольских мастеров. "Для светского реставратора важно сохранить саму икону, технику написания. Религиозный церковный реставратор восстанавливает и пишет лики, зачастую может написать заново эту икону, потому что важно сохранить молельный образ, чтобы эта икона дальше работала", – комментирует главный хранитель Омского историко-краеведческого музея Юлия Супрун.

Мастерам иконописной мастерской Омской духовной семинарии люди часто доверяют восстановить семейные реликвии. Под этой ризой Богородицы Владимирской, богато украшенной диковинными для Сибири морским перламутром и стеклянными пайетками, реставраторы не ожидали увидеть страничку из популярного советского журнала. "Когда сняли эту ризу, мы увидели икону XVIII века. Очень закопченную, грязную. Кто-то сохранил ее, сверху положив фотографию из "Работницы". А потом мы, когда начали укреплять, увидели живопись золотом, увидели северные письма вологодские", – делится искусствовед, преподаватель отделения иконописи Омской духовной семинарии Ольга Лобзова.

Переселенцы с собой в Сибирь обязательно везли образа. Семейными реликвиями становились и такие ставротеки. В них хранили медно-литые иконы и кресты. По сути, это был домашний иконостас. Как утверждают специалисты, сегодня это – большая редкость. За более чем три десятилетия омскими и московскими реставраторами, а также коллективом иконописцев духовной семинарии восстановлены сотни церковных реликвий.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация