Михаил Левитин – о премьере спектакля "Веселая женщина"
Этот спектакль дает повод похохотать, а повод задуматься надо еще постараться в нем найти. А искать будут точно, ну хотя бы те, кто хоть что-нибудь знает о Блаватской; те, кого занимает вопрос: так она гений или мошенница? Или гениальная мошенница?
Мошенничать с понятиями и смыслами она определенно умела. Томами записывала мудрые изречения, собственные и переведенные. Сама создала учение – теософию. И всё очень возвышенно, должно очистить души людские и сплотить человечество. Но даже германским нацистам было в ее текстах за что уцепиться.
Непостижимо. И не пытаемся постичь. Шутим! Спектакль "Веселая женщина" – это череда несуразностей. "Когда мы с Гарибальди брали Рим", – рассказывает Блаватская. Это 1870 год, а звучит "Белла чао" – песня итальянских партизан времен Второй мировой. А пленение имама Шамиля князем Барятинским происходит в результате спиритического сеанса, устроенного ею, Блаватской. Но не забудем, что это театр "Эрмитаж", театр Левитина, и Михаил Захарович еще раз нам на это указывает.