2 октября 2024, 13:38 2 октября 2024, 14:38 2 октября 2024, 15:38 2 октября 2024, 16:38 2 октября 2024, 17:38 2 октября 2024, 18:38 2 октября 2024, 19:38 2 октября 2024, 20:38 2 октября 2024, 21:38 2 октября 2024, 22:38 2 октября 2024, 23:38

Фестиваль "Открытый город"

  • Фестиваль "Открытый город"
Это ежегодный фестиваль Москомархитектуры, который проводится по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова с 2016 года. В рамках фестиваля проходят воркшопы, лекции, дискуссии, экскурсии, завершает фестиваль выставкой проектов в Музее архитектуры им.А.В.Щусева.

Тема этого года – "Архитектура духа". Новые формы и форматы сакральных пространств на фестивале "Открытый город".

Кураторы фестиваля предлагают участникам рассмотреть сакральные строения как мощный символ единения людей, а также символ культурной и архитектурной идентичности. Предложить новый взгляд на формы и типологии сакральных пространств, возможные стили, направления и практические решения.

***

Фестиваль "Открытый город" приглашает на цикл встреч о природе сакрального и его медиумах. Вход на мероприятия свободный, по регистрации.

Храм искусств. Природа сакрального в культуре и экспонировании

5 октября, 17.00

ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, д. 12, Итальянский дворик

Известный тезис "Музей – храм искусств", возникший в античной Греции, приобретает сегодня новое символическое значение. Духовная природа искусства, его сакральная сила провозглашалась во все времена. Но каково значение физического пространства – портала, соединяющего мир небесный и земной? Как искусство преображает пространство, а пространство помогает выстроить диалог между высказыванием художника и зрителем?
Это похоже на ритуал освящения храма, когда в престол вкладываются священные мощи и вносится антиминс, полностью меняющие смысл объекта.
Человек использует искусство, осмысляющее и воплощающее сюжеты Священного Писания в иконах и фресках, витражах и картинах в качестве медиума для связи с духовным миром. Каким же должно быть пространство, сохраняющее эти земные символические объекты-проводники? Какова роль архитектурного окружения в этом диалоге? Почему экспонирование в музее, церкви, индустриальном пространстве и домашнем интерьере одного и того же предмета имеет столь разное значение?

Каковы ограничения в работе с сакральным в музее и как найти баланс в возникающем взаимодействии "храмов"?

Гости встречи:

  • Михаил Миндлин, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
  • Александр Пономарёв, художник
  • Платон Инфанте, медиахудожник

***

Мистерия и пространство: сакральное и театральное в городской среде

17 октября, 19.00

Новое пространство Театра наций. Страстной бульвар, 12

Зародившись у алтаря Диониса, традиции мистерий – регулярных воспроизведений, связанных с богами и Богом событий – веками повторялись на теменосах, в храмах и на площадях, прежде чем театр окончательно утвердился в специально построенных зданиях. Но сегодня театральные действа снова выплескиваются за пределы всех стен, в том числе и четвертой, принося на улицы современных городов новую сакральность – сакральность культуры.

При этом ритуалы, будь то религиозные обряды или культурные мероприятия, влияют на восприятие пространства и создают уникальные контексты для взаимодействия людей. И встречно – пространство систематизирует ежедневные ритуалы горожанина.

В рамках встречи обсудим, какие вызовы и возможности появляются сегодня в связи с интеграцией сакрального и театрального в урбанистические практики.

Спикеры:

  • Сергей Кавтарадзе – искусствовед, историк архитектуры, старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, лауреат премии "Просветитель" (2016), профессор МААМ (Московское отделение)
  • Дмитрий Мышкин – главный режиссер театра "Эскизы в пространстве"
  • Юлия Шереметова – художник, дизайнер, координатор направления "Дизайн среды" в Школе дизайна НИУ ВШЭ
  • Дарья Шадрина – продюсер, руководитель культурных и театральных проектов

***

Свет и Цвет божественного

19 октября, 15.00

Школа masters. Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1

Согласно средневековой теологии, в мире, доступном нашим ощущениям, Свет – единственная часть, которая является одновременно и видимой, и нематериальной. Свет – это "зримость неизреченного" (Блаженный Августин), а значит, он причастен к Божественному.

Что старше – свет или тьма? В какой мрак вошёл Моисей? Почему для многих еврейских и христианских мистиков Бог – это мрак? Чем свет рая отличается от света ада? Верно ли, что Цвет есть Свет или по крайней мере частица Света, как утверждают многие философы Античности и раннего Средневековья?

Спикер: Максим Калинин, филолог, переводчик с древне-сирийского языка, преподаватель НИУ ВШЭ.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация