2 октября 2024, 13:39 2 октября 2024, 14:39 2 октября 2024, 15:39 2 октября 2024, 16:39 2 октября 2024, 17:39 2 октября 2024, 18:39 2 октября 2024, 19:39 2 октября 2024, 20:39 2 октября 2024, 21:39 2 октября 2024, 22:39 2 октября 2024, 23:39

В столицу Поморья прибыл новый холмогорский карбас

  • Картинка
  • В столицу Поморья прибыл новый холмогорский карбас
  • Картинка
    Реконструкцию старинного карбаса презентовали в Северном морском музее Архангельска
  • В столицу Поморья прибыл новый холмогорский карбас
Реконструкцию холмогорского карбаса презентовали в Северном морском музее Архангельска. В столицу Поморья он прибыл из Ровдиной Горы. Там его возводили четыре местных энтузиаста. На подготовку и строительство ушло полтора года.

Карбасы в Поморье шили сотни лет назад. Продолжают это делать и в наше время. В мастерской на Ровдиной Горе работа кипит. Здесь возводят первое судно «Ровда». Реконструкторы говорят: один из самых сложных этапов — грамотно подготовиться к строительству. Он занял больше года. Только эти заклепки делали всю зиму, вручную, из меди. Над карбасом работали четыре энтузиаста. Спустя три с половиной месяца судно впервые спустили в воды Северной Двины. Испытание прошли успешно. И вот видный, статный, грациозный карбас прибыл в Архангельск. В основе судна — кокора. Это еловый корень. Собрано оно по народной технологии. Единственное отличие этого карбаса от предшественников — при его строительстве применяли современный инструмент.

Николай Выморков, руководитель проекта «Ровдина Гора»: «Плюс некоторые материалы, в том числе шпатлевка, краски, тоже современные. Но при этом мы между собой даже похихикивали в процессе, что если бы у наших дедов и прадедов были такие материалы — они бы даже не задумывались, что выбрать. Свою смолу еловую, традиционную, или современную краску».

Возводили судно по эскизам и зарисовкам 19 века. За основу взяли сохранившиеся чертежи. Описание лодки встречается у инженера-судостроителя Богославского. В своей книге в 1859 году он описал особенности холмогорского карбаса.

Екатерина Долгобородова, участница проекта «Ровдина Гора»: «В том месте, где находится наш проект, в то время, когда жил Ломоносов, там была судоверфь. И также через Северную Двину, на другом берегу была судоверфь, довольно большая. И постройка карбаса для нас стала неким возрождением поморских традиций».

А традиции, кстати, стали возрождать не так давно. Еще десять лет назад деревянные лодки в Поморье никто не строил. А сейчас в регионе две верфи: «Товарищества Поморского судостроения» и «Поморский коч».

Евгений Тенетов, директор Северного морского музея: «За последние семь, восемь, девять лет Архангельск набрал очень серьезные обороты. Что сегодня мы присутствуем буквально на возрождении третей верфи. Теперь верфь есть на Ровдиной Горе, в селе Ломоносово, на родине Ломоносова, которая сделала свой первый карбас».

Новый карбас без дела стоять не будет. Уже следующим летом реконструкторы планируют выйти на нем в море.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация