Академия Глазунова представила проект по поддержке народного искусства Курской области
Художественная акция-концерт в поддержку народной культуры и традиций Курской области, а также её носителей и хранителей состоялась в Академии Глазунова. Юлия Струкова расскажет подробнее.
Это репетиция "Тимони" хоровода, или, как его называют на юге, "каргода", характерного для Курской области. Ансамбль "Веретёнце" изучает эту традицию уже 45 лет. В 80-х годах прошлого века бабушки из деревни Плёхово Суджанского района Курской области произвели триумф в Москве, показав свои пляски, карагоды, костюмы. Образовалось целое движение интеллигенции, которая стала ездить в экспедиции в Плёхово изучать курскую традицию. Валерия Петрушина вспоминает, как в семилетнем возрасте наблюдала за сеансами звукозаписи в селе и училась у бабушек. "Помню, как баба Даша Кодосова сказала: "А теперь давай будем с тобой учиться плясать Курский шаг. Я очень старалась его выбить. Баба Даша говорила: Нет, ты не правильно бьёшь и не правильно скачешь, ты не правильно скачешь. Я помню, что у меня уже глаза были на мокром месте", – рассказала руководитель фольклорного ансамбля "Веретёнце" Валерия Петрушина.
Многих из тех бабушек нет в живых, а звукозаписи дети слушают и теперь на репетициях. "Веретёнце" в своих экспедициях собирали подлинные костюмы, реставрировали их и в них выступают. В концерте звучат обрядовые свадебные песни. В это время наряжают невесту – самое интересное – это многослойный головной убор "Женщины Курска считали, что они должны быть похожи на птичек. На таких курочек. Три куропатки, которые на гербе Курской области,- вот этот образ женщины-птицы на самом деле не курочки, а скорее павы", – объяснила зав. кафедрой народной художественной культуры Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Анна Теплова.
В Академии выставка из костюмов, музыкальных инструментов, характерных для региона, упоминаемого ещё в "Слове о полку Игореве". Часть огромной Руси в домонгольское время, потом Дикое поле и, наконец, Засечная черта, где царь давал поместья служивым людям. Здесь смешивались разные культуры – Великоросская и Малоросская, немцы, литовцы, сербы, цыгане. Так же и с музыкой. Смешивались скрипка, балалайка, дудка и кугиклы.
Фёдор Глазунов в "Веретёнце" с детских лет там начал осваивать балалайку, потом гармошку. Продолжает, как старшее поколение, ездить в экспедиции, теперь самостоятельно и собирать фольклор. "Недавно ездил. Мне посчастливилось найти бабушку в Псковской области. Я ездил в деревню Ясно в Пороховском районе. И нашли. Правда, записали и дедушку. 90 лет ему было. И бабушке было 90 лет", – поделился студент 2 курса Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Федор Глазунов.
В Академии Глазунова изучение традиционной культуры – одно из важных направлений. В концерте совместно с настоящими участниками "Веретёнца" – и студенты. На сцене оживают многовековые курские традиции. "Сейчас там ведутся боевые действия. Суджа и Плёхово, где был центр фольклорный, который притягивает уже, наверное, около ста лет этнографов. Оставить эту вековечную, многовековую историю – это наша задача сейчас. И потом вернуть туда", – отметил ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Главное – эти песни знают и поют дети, понимают символику и орнаменты костюмов, продолжают традицию в музыке, слове, молитве.