4 октября 2024, 08:49 4 октября 2024, 09:49 4 октября 2024, 10:49 4 октября 2024, 11:49 4 октября 2024, 12:49 4 октября 2024, 13:49 4 октября 2024, 14:49 4 октября 2024, 15:49 4 октября 2024, 16:49 4 октября 2024, 17:49 4 октября 2024, 18:49

Бахрушинский музей представляет выставку к 210-летию со дня рождения Лермонтова

  • Картинка
  • Бахрушинский музей представляет выставку к 210-летию со дня рождения Лермонтова
  • Картинка
    Бахрушинский музей представляет выставку к 210-летию со дня рождения Лермонтова
  • Бахрушинский музей представляет выставку к 210-летию со дня рождения Лермонтова
Еще одна важная дата – 150-летие Всеволода Мейерхольда

"Маскарад" Лермонтова на театральной сцене". Бахрушинский музей представляет выставку, посвящённую 210-летию поэта и 150-летию Всеволода Мейерхольда. Но экспозиция расскажет не только о знаменитом спектакле режиссера-новатора. Слово Алие Шарифуллиной.

У пьесы "Маскарад" оказалась сложная судьба. Лермонтов мечтал её поставить на сцене Петербургского императорского театра, но драма была отклонена – цензор нашёл в тексте "прославление порока". Премьера состоялась, когда поэта уже давно не было в живых. Одной из самых ярких была, конечно, постановка Мейерхольда. Шесть лет режиссёр готовился к спектаклю. Для создания особого маскарадного стиля собирал документы в Париже, Дрездене, Лондоне, Лейпциге. Впервые его "Маскарад" сыграли в Александринском театре в 1917 году. Сохранились воспоминания Екатерины Рощиной-Инсаровой, исполнившей роль Нины Арбениной. "Спектакль уже закончился, она выбегает на Невский проспект. Выстрелы, крики. Люди лежат в судорогах. Революция. Залп – и она оказывается лежащей на скользкой мостовой. Спектакль "Маскарад" стал последним спектаклем Российской империи", – делится научный сотрудник Театрального музея имени А. А. Бахрушина Екатерина Войнова.

"Несчастье с вами будет в эту ночь". В чёрном плаще и маске чумного доктора эту фразу произносит Неизвестный в начале спектакля Мейерхольда. И на этой тревожной ноте разворачивается всё действие. Парадный, но обречённый Петербург в костюмах и декорациях воплощал художник Александр Головин. "Маскарад" создатели спектакля трактовали как глобальную социальную метафору – маскарад эпохи, где подлинные человеческие чувства скрыты под покровом масок. "Драму страстей стремился показать на сцене Мейерхольд. У него есть прекрасные слова в записях репетиций – "вулканизм и лоск маскарада". И он продолжает: "Не надо забывать, что в лощёном пространстве разворачивается буря страстей", – рассказывает заместитель директора по научной работе Театрального музея имени А. А. Бахрушина, куратор выставки Тамара Бурлакова.

К этой буре страстей обращался не только Мейерхольд. Выставка представляет разные трактовки пьесы в XX веке. 11 эскизов декораций и костюмов напоминают о постановке Андрея Тутышкина. В театре Вахтангова премьера состоялась накануне войны – 21 июня 41-го. Леонид Варпаховский, ученик и последователь Мейерхольда, в 62 году своей первой работой в Малом театре выбирает "Маскарад". Приступая к репетициям, режиссёр поставил цель: "опираясь на положительный опыт прошлого, посмотреть на "Маскарад" глазами людей 60-х". "Посетители смогут увидеть других режиссёров, художников и композиторов, которые, можно сказать, приняли эстафету и продолжили дальше воплощать в жизнь легендарный и последний спектакль Российской империи", – говорит директор Театрального музея имени А. А. Бахрушина Кристина Трубинова.

Теперь нам предстоит посмотреть на "Маскарад" глазами людей XXI века, попробовать постичь загадки Лермонтова, понять, почему эта пьеса поэта смогла прорваться сквозь века, непонимание потомков, странную глухоту многих поколений, опять зазвучать, тревожа ум и совесть людей.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация