Иконостас XVII века спасают в Международном центре реставрации в Рождествено
Иконостас конца XVII века спасают в Международном центре реставрации в Рождествено. Предстоит вернуть к жизни 53 иконы из Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. О непростой судьбе православных святынь – Виктория Галчинская.
На нежно-зеленом фоне в кремово-розовых одеждах с едва переливающимся серебряным нимбом. Так изобразили пророка Моисея в конце XVII века. "Сначала кладется серебро, а потом прописывается специальным цветным желтым лаком, и блеск также получается более сдержанный. К такой вот нежной гамме нужно было не нарочитый блеск золота, а чуть более сдержанные нимбы", – пояснил заведующий мастерской реставрации древнерусской живописи Дмитрий Пейчев.
Уже в веке XIX авторскую живопись обновили – розовые одежды стали красными. Фон и нимб – золотыми. Иконы Авеля и пророка Моисея – часть огромного пятиярусного иконостаса, который до середины XX века был установлен в соборе Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. После революции монастырь закрыли. Сначала территорию отдали под сельскохозяйственный техникум, позже – там находились психиатрическая лечебница, тюрьма, казармы. Старинные иконы использовали в качестве настилов. "Мы даже по их повреждениям мы видим, что частично они находились явно на открытом воздухе. Потому что то, как они к нам пришли, в каком виде – это видно, что там было воздействие и дождя, и биологические загрязнения, то есть птиц и прочее, которые оставляли на них свои следы", – добавил Дмитрий Пейчев.
Как следствие – плесень, многочисленные утраты и трещины красочного слоя. Восстановить эти памятники XVII века стало возможным только с открытием Международного центра реставрации в Рождествено. Его специалисты несколько месяцев бережно готовили иконы к перевозке. Иначе, говорят реставраторы, они просто рассыпались бы по дороге. "Мы здесь, под одной крышей объединилось большое количество профессиональных реставраторов, с наличием профессионального оборудование. И теперь мы можем брать, продвигать и восстанавливать достояние и культурное наследие", – прокомментировала художник-реставратор Елизавета Гладкова.
Например, в этой мастерской со старинной живописи специалисты снимают поздние наслоения. Миллиметр за миллиметром специальным скальпелем под микроскопом реставратор удаляет поздние записи и утоньшает потемневшую лаковую плёнку. Это необходимо, чтобы открыть авторскую живопись. Следующий этап – обеззараживание и химический анализ красочного грунта. Затем его, как паззл, заново соберут и укрепят. На каждой из 53 икон. И только после этого изображениям святых вернут первозданный вид.