19 октября 2024, 18:23 19 октября 2024, 19:23 19 октября 2024, 20:23 19 октября 2024, 21:23 19 октября 2024, 22:23 19 октября 2024, 23:23 20 октября 2024, 00:23 20 октября 2024, 01:23 20 октября 2024, 02:23 20 октября 2024, 03:23 20 октября 2024, 04:23

В зале им. Чайковского прошла премьера сочинения итальянского композитора Джачинто Шельси

  • Картинка
  • В зале им. Чайковского прошла премьера сочинения итальянского композитора Джачинто Шельси
  • Картинка
    В зале им. Чайковского прошла премьера сочинения итальянского композитора Джачинто Шельси
  • В зале им. Чайковского прошла премьера сочинения итальянского композитора Джачинто Шельси
Этот концерт стал первым в новом сезоне просветительского проекта Московской филармонии “Вещь в себе”. Произведение прозвучало в исполнении Госоркестра имени Светланова и вокальных коллективов Intrada и N’Caged.

"Вашактум. Легенда о городе индейцев майя, разрушенном ими по религиозным соображениям" – российская премьера сочинения итальянского композитора Джачинто Шельси прошла в зале имени Чайковского. Этот концерт стал первым в новом сезоне просветительского проекта Московской филармонии “Вещь в себе”. Произведение прозвучало в исполнении Госоркестра имени Светланова и вокальных коллективов Intrada и N’Caged. Впечатлениями делится Дженнет Арльт.

Каждое событие цикла “Вещь в себе” начинается с лекции о композиторе и его сочинении. Шельси – старший современник Булеза и Штокхаузена, был аристократом и эксцентриком. Во второй половине жизни не давал интервью, избегал контактов с внешним миром, культивировал репутацию затворника. Шельси сочинял в состоянии медитации и непосредственно за инструментом, записывал то, что ему приходило, на магнитофон. В партитуры записи переводили его ассистенты. Композитора не интересовали бумаги и ноты, он говорил: “Ноты – это всего лишь одежда, гораздо интереснее, что скрывается под ней”.

Uaxuctum носит подзаголовок "Легенда о городе индейцев майя, уничтоженном ими по религиозным соображениям". Музыка с хтоническими вибрациями, с резкими динамическими перепадами, с шумами, которые словно исходят из недр земли или доносятся из другого, потустороннего мира. Состав оркестра необычен – из струнной группы только контрабасы, много духовых и сразу восемь ударников. И еще одна редкость – волны Мартено – одноголосый электронный музыкальный инструмент. Помимо волн Мартено в партитуре Шельси прописаны еще несколько не самых обычных инструментов – например, металлические листы, железный колпак или бочка из-под машинного масла.

"Легенда о городе майя”, написанная Шельси в виде вокально-оркестровой сюиты, звучит без слов – солисты и хор пропевают гласные, шипят, свистят, рычат. "Это такая вещь, которая требует выйти за пределы этих рамок музыкантов", – отметила художественный руководитель вокального ансамбля Intrada Екатерина Антоненко.

Ярослав Тимофеев, музыковед, автор и ведущий цикла: "Его заповедь гласит не мыслить. Пусть мыслят те, кому это нужно. Эта музыка не хочет корреспондировать с нашим мышлением, рассказывать нам какие-то истории про индейцев. Ей это не нужно. Она просто вливается в человека, если он того захочет, и в такой музыке можно потонуть".

Тайна исчезновения цивилизации майя до сих пор не разгадана, как и нельзя точно расшифровать сочинение Шельси. Была ли это скорбь о гибели своего аристократического рода (наследников Шельси не оставил), картина "Заката Европы", ухода одной конкретной цивилизации или всего человечества? Вакшатум – “вещь в себе” в ряду сочинений, разгадывать которые можно бесконечно.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация